Жена — актриса АТ Е.К. Теплоухова-Ге, дочь — актриса АТ Г.Г. Ге. Родился в семье выходцев из Франции. С детства близок кругу художников (худ. Н.Н. Ге — его дядя). Учиться начал в Женеве и Париже, заканчивал обучение в одесской гимназии. Там же получил первые театральные впечатления (спектакли с провинц. трагиком Н.К. Милославским, с Т. Сальвини). В реальном училище Николаева, куда Ге переехал к отцу, участвовал в любительских спектаклях. Затем поступил в частную театральную школу Петербурга — к М.И. Писареву, Д. Коровякову, под их влиянием стал защитником «рациональной» системы воспитания актеров. В конечном счете Ге остался реалистом по вкусам и школе и декламатором-романтиком по сценическим возможностям и практике. После года обучения Ге начинает играть на сцене и одновременно заниматься литературой.
Основной практической школой для него стала провинция, где он в театрах разных городов оставался до 1896, когда его пригласили в Петербург в Театр Литературно-художественного общества (Суворинский). Через год решился поступить на сцену АТ, о которой мечтал с юности. На главную петербургскую сцену Ге пришел сложившимся актером, с отработанным репертуаром и амплуа: «Злодейство — жанр, присущий мне на сцене» (Ге Г.Г. Дневники // СПбГМТиМИ. ОР. ОРУ 3854. Л. 481). Ге играл в провинции и в Петербурге Вурма, Яго, Шейлока, Маринелли («Эмилия Галотти»), Мефистофеля, Клавдия, Леонта («Зимняя сказка»), Свенгали («Трильби», пьеса самого Г. по роману Д. Дюморье). К этому же разряду персонажей относятся Иоганн-Даниил Шумахер («Ломоносов» А.В. Половцева), Альберт Броун («Высшая школа» И.Н. Потапенко), Адольф Хильц («Завещание» П.П. Гнедича), Сальери («Моцарт и Сальери»), пастор Ретлунд («Столпы общества»).
В сов. времена к этому списку добавились «злодеи» нового общества вроде инженера-вредителя в «Шахтере» («Голосе недр») В. Биль-Белоцерковского. В АТ ему приходилось соперничать с корифеями: наряду с Дальским, Дарским и Давыдовым играть Шейлока, а про Арбенина (которого Ге с успехом играл в провинции) в знаменитом спектакле Мейерхольда 1917 сохранилось только лестное для актера размышление режиссера в двадцатые годы: «Юрьев не мог вполне взять Арбенина… Арбенин не совсем задался, шея не двигалась. Ге лучше был бы» (Мейерхольд репетирует. Т. 1. М., 1993. С. 55).
Из прочего репертуара Ге дорожил ролью доктора Ранка («Нора»), Иванова (роль, доставшаяся от В.Н. Давыдова, но сделанная тоже в провинции), Астрова (Чехов предлагал Е. Карпову выбрать между П. Самойловым и Ге), Дорна (унаследованного от М. Писарева). И старшее поколение, и сверстники Ге опережали его, так что ему приходилось в очередь играть казавшиеся ему «своими» роли Гамлета, Иванова и др. В АТ он был прочным актером второго плана и второй очереди. Самой удачной на сцене АТ была, по мнению критики, заглавная роль Бирона в пьесе Н. Борисова (до Ге от этой роли отказались Сазонов, Давыдов и Горев). В 1918 сыграл Вильгельма Телля в драме Шиллера.
Неудовлетворенность своим актерским положением Ге компенсировал драматургией — его пьесы «Кухня ведьмы», «Свобода искусства», «Набат», «Казнь», «По заветам торы», «Реймский собор» печатались и предлагались театрам. В общей сложности ему принадлежит 20 пьес в жанре мелодрамы, часто подражательных, с привкусом театральщины, наивно злободневных. В 1904 организовал свой театр миниатюр на Троицкой улице, который продержался всего два года.
Был активен в делах управления АТ. В 1903 включился в Комиссию по пересмотру правил службы артистов императорских театров. После 1917 Ге участник конфликтов между новой властью и АТ. Он входил в число так называемых «уходящих» — актеров, заявлявших о независимости искусства и собиравшихся покинуть сцену. Был выдвинут на общее собрание казенных театров в Мариинке как делегат от АТ, а затем участвовал в переговорах между АТ и наркомом просвещения Луначарским. В новое время Ге работал в Петроградском Пролеткульте как педагог.
В 1929 за выслугой лет, вместе со сверстниками, пришедшими в АТ в конце века (Дарским, Корвин-Круковским, Самойловым, Ходотовым), был уволен.
Сыграл роль архиепископа Красинского в фильме «Кастусь Калиновский» (1927).
Умер во время блокады Ленинграда.
Соч.: Из провинциальных впечатлений // На провинциальной сцене. Л.; М., 1937. С. 85–95; [Автобиогр.] // Актеры и режиссеры. М., 1928. С. 283–287.
Лит.: ТЭ; РП; Репертуар АТ (ук.).; Гвоздев А. «Шахтер» в Акдраме // ЖИ. 1928. № 50. С. 10; Щеглов Д. У истоков // У истоков. М., 1960. С. 31, 36–37; Золотницкий. Акад. театры… (ук.); Сюжеты. С. 419–444.
Арх.: РГАЛИ. Ф. 497. Оп. 13. Д. 237; СПбГМТиМИ. Ф. 55; ОР СПбГТБ.
Горфункель, Е., Ге Г.Г. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 197-198.
Читать далее