Спектакль прошел 68 раз:
Сезон 1948/1949 гг. - 35 раз
Сезон 1949/1950 гг. - 19 раз
Сезон 1950/1951 гг. - 8 раз
Сезон 1951/1952 гг. - 6 раз
Из «Театрального календаря» Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеки:
24 декабря 1948 года на сцене Театра драмы им. А. С. Пушкина состоялась премьера спектакля по пьесе И. В. Бахтерева и А. В. Разумовского «Полководец Суворов» .
Накануне Второй Мировой войны в июне 1939 г. Театр драмы им. А. С. Пушкина выпустил спектакль «Суворов». Впоследствии, сцены из спектакля о великом полководце театр показывал фронтовикам в тяжелых условиях военного времени. На фронте «Суворов» звучал особенно остро, к тому же, его показы совпали с учреждением Ордена Суворова в 1942 г.
После победы в Великой Отечественной войне тема доблести и славы русского воинства была в высшей степени актуальна, и театр решил возобновить постановку в новой редакции. Спектакль 1939 г. подвергся значительным изменениям, поэтому премьера под названием «Полководец Суворов» воспринималась как новая работа театра.
В 1948 г. драматургический материал был существенно переработан, музыкальное оформление В. В. Щербачева дополнено маршем А. С. Аренского. Была изменена сценография: художником спектакля выступил А. Ф. Босулаев (автором прежних декораций был И. Я. Билибин). Частично поменялся состав исполнителей. В качестве режиссера по-прежнему выступал А. А. Музиль, а заглавная роль оставалась за ее непревзойденным исполнителем К. В. Скоробогатовым. Зритель с восторгом принимал новую постановку, спектакль широко обсуждался. «Серьезный и содержательный спектакль», «интересный и нужный», «несомненная удача театра», «значительное достижение», «значительное явление в жизни нашего театрального искусства», — такие высказывания появлялись на страницах прессы. Рецензенты подробно анализировали новую постановку, сравнивали ее с предыдущей, и ни один из них не мог обойти центральную фигуру спектакля — прославленного полководца Суворова в мастерском исполнении Скоробогатова. Актер говорил, что видел Суворова «человеком огромного ума и разносторонне образованным, серьезным и вместе с тем необычайно живым по натуре, склонным к шутке, мастером острого, меткого слова» и ставил перед собой задачу «не только изобразить всем знакомые «видимые черты» лица и жизни Суворова, но также понять и показать зрителю того «внутреннего человека», который был в нем скрыт».* Прежние исполнители роли Суворова традиционно акцентировали свое внимании на чудаковатости полководца, тем самым превращая его в фигуру преимущественно комическую. Такую трактовку Скоробогатов считал в корне неверной, обедняющей образ. По его убеждению, без комической краски обойтись нельзя, но палитра должна быть значительно шире, соответствовать масштабу личности. «Я стремился как бы осветить самые разные грани характера», — признавался актер. Он пришел к выводу, что «все знаменитые странности Суворова» являлись «для него удобной защитной маской», «своеобразным эзоповым языком, которым пользовался великий человек, чтобы сохранить духовную свободу и независимость взглядов».* Скоробогатов стремился добиться предельной точности при создании образа и для этого проделал серьезную работу: исследовал многочисленные исторические документы, в поисках материала регулярно посещал Публичную библиотеку, музеи, подробно изучая картины, скульптурные изображениях, принимал участие в переделке текста роли. Образ прорабатывался до мельчайших деталей. Внешность, походка, движения, мимика, интонации, — все было осмыслено в соответствии с внутренней жизнью героя. Всеми средствами Скоробогатов старался подчеркнуть скромность, простоту Суворова, его близость к обыкновенным людям, рядовым солдатам и, в то же время, передать невероятную прозорливость блестящего стратега, стойкость, неиссякаемую силу духа. За эту роль актер был удостоен Сталинской премии. Современники назвали его «мастером исторического портрета».
Высокий уровень исполнительского мастерства демонстрировали в спектакле партнеры Скоробогатова — В. В. Меркурьев (Прохор), Ю. В. Толубеев (Кутузов), В. В. Эренберг (Багратион), Г. М. Мичурин (Потемкин), М. Л. Никельберг (Павел I), А. С. Любош (Шлаукопф) и многие другие. Как писал Д. И. Золотницкий, «Полководец Суворов» — «это одна из тех работ театра, которые определяют его творческие искания и его лучшие достижения последних лет».* Яркий, праздничный образ спектакля стал одним из символов новой, мирной жизни. Отогреваясь душой после тяжелых военных лет, зрители, благодаря прекрасным декорациям и волшебным костюмам Билибина, смогли окунуться в мир настоящего театра — Театра с большой буквы.
Читать далее