Персоналии
Музиль Александр Александрович, режиссёр
Музиль Александр Александрович, режиссёр
Персоналия
Музиль Александр Александрович
Годы жизни
7/20.06.1908, Санкт-Петербург - 13.10.1994 Санкт-Петербург, похоронен на Среднеохтинском кладб.
Вид деятельности
Режиссёр
Звание
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1956)
Период работы в театре
12.11.1930 — 1987
Биография
Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Внебрачный сын драматурга и переводчика А.И. Фингерта. Принадлежал к известной актерской семье Музилей-Бороздиных, более 100 лет связанных с Малым театром. Здесь 40 лет играл его дед Н.И. Музиль. Мать А.А. Музиля, Н.Н. Музиль, была актрисой Театра Корша и Суворинского театра. Сын не изменил театру, но выбрал иную стезю — режиссерскую. В 1925 поступил в Ленинградский гос. художественно-промышленный техникум на театрально-декорационное отделение (класс М.П. Бобышова), но в 1927 в связи с закрытием факультета перевелся в Техникум сценических искусств на режиссерское отделение. Окончил в 1930 ТСИ (мастерская Н.В. Петрова и Е.В. Елагиной) и был принят в АТ как режиссер-лаборант, затем режиссер-ассистент (1932–1934), режиссер-постановщик (с 1934). Участвовал в постановочных группах спектаклей «Нашествие Наполеона», «Ярость», «Радость», «Робеспьер», «Петр I». С 1929 активно работал как режиссер-организатор массовых зрелищ в Ленинграде («Мы и они», у Московских ворот; «Отчет гигантов», пл. Урицкого, «Антирелигиозная» и др.). Руководил самодеятельными театральными коллективами в ДК Моряков, ДК им. Горького, Доме ученых и др. Первую самостоятельную работу Музиля — «Женитьба» (1934) — рецензенты оценили сурово, но отметили умение молодого режиссера работать с актером и его изобретательность. Позиции Музиля в АТ укрепила постановка героико-патриотической драмы «Суворов» (1939). Решенный в приподнято-романтическом ключе, спектакль прозвучал как сценическая ода о народном герое, его центром стал Суворов в исполнении К.В. Скоробогатова. По мнению критиков, именно игре Скоробогатова «Суворов» во многом был обязан своим успехом и популярностью. Творческой удачей режиссера единодушно признали сп. «Дворянское гнездо» (1941), этапный в жизни старейшей русской сцены, по признанию историографа АТ К.Н. Державина, Музиль тонко передал поэтическую атмосферу и проникновенный психологизм тургеневского романа, сумел создать на редкость гармоничный актерский ансамбль (Н.К. Симонов — Лаврецкий, Н.С. Рашевская — Лиза, В.А. Мичурина-Самойлова — Калитина, Е.П. Корчагина-Александровская — Марфа Тимофеевна, К.В. Скоробогатов — Лемм). Музиль был ярким представителем режиссуры, традиционной для АТ. Он хорошо чувствовал и «видел» каждого актера, понимал особенности труппы, которая представляла в те времена созвездие мастеров, и своеобразие ансамбля в спектаклях АТ. По мысли Ю.А. Смирнова-Несвицкого, актерская свобода, которая была словно запрограммирована в этом ансамбле, позволяла решать тему человека масштабно, с особым размахом: «Ведь пушкинцы любят выделять общую концепцию человека, как бы разверстанного на десятилетия» (Верность революции: На сцене ленинградских драматических театров сегодня: Сб. статей. Л., 1971. С. 95). Музиль выстраивал спектакль на и вокруг одного актера-корифея: «Суворов» держался на Скоробогатове–Суворове; «За тех, кто в море!» — на В.В. Меркурьеве в роли Максимова; центром и средоточием драматических коллизий в «Перед заходом солнца» был Н.К. Симонов в роли Маттиаса Клаузена. В его лучших постановках крупные индивидуальности солировали и вместе с тем органично вписывались в режиссерскую партитуру. Музиль находил равновесие и гармонию между свободой актера-корифея и режиссерским диктатом. Возобновляя в 1948 «Полководца Суворова», он уже не замыкал спектакль на одном актере, а включал его в ансамбль, где на равных правах существовали К.И. Адашевский (Егоркин), В.В. Меркурьев (Прохор Дубасов), Ю.В. Толубеев (Кутузов). С кон. 1940-х Музиль чаще всего ставил современные советские пьесы, и среди них было немало с уклоном в идеологию и политику: «Опасный перекресток», «Огненная река», «В середине века», «Шакалы». Из современных авторов он отдавал предпочтение А.Н. Арбузову: в его постановке на сцене АТ шли «Дальняя дорога», «Годы странствий», «Потерянный сын», «Сказки старого Арбата». Б Большой художественный и общественный резонанс вызвал сп. «Годы странствий» (1954). Пьеса была прочитана режиссером как драматическая история возмужания главного героя Ведерникова, незаурядного талантливого человека, без навязчивой тенденции, без мажорного финала. По мнению Р.М. Беньяш, Музиль и актеры «воплотили замысел пьесы тем самым лирическим почерком, который отличает драматургию Арбузова», исполнителям «удалось передать внутренний мир героев в его непрерывном движении, в его поэтической изменчивости» (Вечерний Ленинград. 1954. 6 июля. С. 3). К актерским удачам спектакля рецензенты причисляли не только Ведерникова — И.О. Горбачева, но и санитарку Зойку — В.П. Ковель, тетю Тасю — Е.П. Карякину, Лаврухина — А.Ф. Борисова, Люсю Ведерникову — Л.П. Штыкан. В 1970-е Музиль поставил «Ночью без звезд» и два спектакля по собственным инсценировкам известных романов «Час пик» Е. Ставинского и «Аэропорт» А. Хейли. «Час пик» с И.О. Горбачевым в главной роли и «Сказки старого Арбата» с Ю.В. Толубеевым, Б.А. Фрейндлихом, А.Ф. Борисовым стали спектаклями-долгожителями. С 1945 Музиль был профессором кафедры режиссуры в Ленинградском государственном театральном институте, в 1974–1980 — деканом драматического факультета. Среди его учеников — режиссеры А.Ю. Герман, А.М. Масленников, В.Б. Сударушкин, Г.М. Опорков, И.Р. Штокбант, Г.И. Дитятковский и др. Лит.: ТЭ; СПбГАТИ СИ (ук.); Репертуар АТ (ук.); Березарк И. «Женитьба» в Гос. театре драмы // РиТ. 1934. № 12. С. 10–11; Потапов В. Павел Корчагин и наши дни // Театр. 1947. № 8. С. 17–24; Головашенко Ю. Акад. театр // Театр. 1955. № 12. С. 39; Миронова В. Константин Скоробогатов. Л., 1969. С. 41–68; Забозлаева Т. Игорь Горбачев. Л., 1985. С. 31–43; Скороход Н. В нем словно дьявол дремал // Моск. наблюдатель. 1992. № 2. С. 44–45; Муза Музиля // ПТЖ. 2001. № 26. С. 15–32. Арх.: РГИСИ. Ф. 352. Оп. 71-к. Д. 17. Миронова, В. Музиль А.А. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 488-489.