Вернуться
Шигорина (Соболева) Нина Петровна, артистка, режиссёр-ассистент, помощник режиссёра
Шигорина (Соболева) Нина Петровна, артистка, режиссёр-ассистент, помощник режиссёра
Персоналия
Шигорина (Соболева) Нина Петровна
Годы жизни
25.09.1892, Чухлома Костромской губ. - 1970, Ленинград
Вид деятельности
Артистка, режиссёр-ассистент, помощник режиссёра
Период работы в театре
01.09.1913 — 1918, 1921 — 15.03.1956
Биография
Награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1946). Мать актрисы АТ М.Н. Шульгиной. Первый муж — однокурсник по Театральному училищу, актер Николай Матвеевич Шульгин. Дочь потомственного дворянина. По материнской линии родственница А.И. Герцена. Окончила Костромскую женскую гимназию (1902–1910). Профессиональное образование получила на Драматических курсах петербургского императорского Театрального училища (класс В.Н. Давыдова, 1910–1913), по окончании которых была принята в АТ. В 1913 снялась в фильме «Обрыв» по роману И.А. Гончарова в роли Марфиньки. В первые годы на сцене АТ исполнила роли Вари («Цена жизни»), Зербинетты («Проделки Скапена»), Анюты («Вторая молодость»), Маши («Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка»), Дуняши («Царская невеста»), Мэри («Школа злословия»), Песьки («Мендель Спивак»), доньи Инес («Благочестивая Марта»), Анжелики («Тот, кто получает пощечины»), Эноры («Сон в летнюю ночь»), Софьи («Бригадир»), Фимочки («Зеленое кольцо»), но только сыграв в «Месяце в деревне», Шигорина «обратила на себя внимание положительно всей прессы, приветствовавшей в ее лице молодое свежее дарование» (Петроградская газета. 1916. 9 окт.). Л.Я. Гуревич, в общем-то не принявшая спектакль, писала, что Шигорина — Верочка — «живой образ, ясный, свежий и теплый, образ тургеневской Верочки, — робкой и наивной девочки, едва тронутой смутным томлением первой любви, с пробуждающейся на наших глазах сознательностью, темпераментом, чувством своего человеческого достоинства», Шигорина сыграла «ее с очаровательной простотой, искренностью и непосредственностью в переходах от полудетского смятения к ярким вспышкам впервые ощущаемого человеческого негодования. <...> Она уже бесспорно может считаться надеждой Александринской сцены» (Речь. 1916. 6 окт. С. 4. — Л. Гуревич). За этой ролью последовали Нина Урванцева («Невеста»), Душенька Кубанина («Романтики»), Таня («Милые призраки»), Хильда («Дочь моря»). В 1918–1919 служила в Театре миниатюр Ростова-на-Дону. В 1919–1921 Шигорина работала в Городском театре Туапсе. С 1921 — вновь в АТ. В 1937 ненадолго была выслана из Ленинграда в связи с арестом 2-го мужа — В.С. Рожновского. В 1943 из-за потери голоса, вызванной личными нервными потрясениями была переведена на должность режиссера-педагога, в 1947 — режиссера-ассистента, 1951–1956 — помощника режиссера. Из наиболее интересных актерских работ — Лиза («Горе от ума»), Анна Мария («Ночь»), царевна Ирина («Смерть Иоанна Грозного»), Софья («Пугачевщина»), Лидочка («Свадьба Кречинского»), Агничка («Холопы»), Линда Девич («Волчьи души»), Сима Мармер («Чудак»), Аграфена («Враги»), Марта («Столпы общества»), Мария Тарасовна Кречет («Платон Кречет»), Маня Поливанова («Бронепоезд») и др. Была режиссером-ассистентом на спектаклях «В степях Украины» (1941), «За тех, кто в море!» (1946), «Лермонтов» (1956), «Пигмалион» (1952) и др.; как режиссер работала на спектаклях «Как закалялась сталь» (постановщик А.А. Музиль, 1947) и «Глубокая разведка» (постановщик Б.П. Петровых, 1948) и др. Другие роли: Настя («Не было ни гроша, да вдруг алтын»), Гвендолен («Как важно быть серьезным»), Лиза Бланш («Михаэль Крамер»), Клара («Пигмалион»), Варвара («Георгий Гапон»), Мугланова и Кишкина («Конец Криворыльска»), Смагина («Ярость»), фрау Вебер («Суд»), Ефросинья Потаповна («Бесприданница»), Наталья («Трус»), экономка («На берегу Невы»), мать («Петр I»), Рыбакова («Ленин»), 2-я ведьма («Макбет»), Мария Николаевна («Русские люди») и др. Лит.: Репертуар АТ (ук.); ЕИТ. 1912/13. С. 159; Гуревич Л. Александринский театр. «Невеста» г. Чулкова // Речь. 1916. 21 сент. С. 5; Гуревич Л. Александринский театр. «Романтики» Мережковского // Там же. 23 окт. С. 4–5; Гвоздев А.А. Театр. критика. Л., 1987 (ук.). Арх.: АТ (Личные учетные карточки; Л. д. Н.П. Шигориной-Соболевой). Биневич, Е. Шигорина Н.П. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 794-795.