Начинал играть в любительских театр. кружках в Красноармейской части, где служил с 1918 по 1922 (артист 2-й рабочей бригады трудовой армии Петрограда; культработник 13-го отд. кавалерийского эскадрона войск ВЧК Украины). Спец. образование получил в ШРД им. В. Н. Давыдова, где учился в 1922–1925. Педагогом его был Е.П. Карпов, который учил, как вспоминал актер, по старинке — ремеслу, технике.
По окончании школы в 1925 был принят в труппу АТ как характерный актер на роли стариков. Первые годы держался на технике, но вскоре понял, что многого не умеет. Переучивался прямо в театре, набирал мастерства в классических ролях — Ноздрева, Репетилова. Большое влияние на А. оказал режиссер И.С. Зонне, который приобщал его к методам Станиславского и который, по признанию А., поставил его «на путь сознательного отношения к работе. Только от творческих встреч с тов. Зонне я понял, как нужно работать актеру, как это трудно и в то же время какой это чудесный труд» (из анкеты в л. д.).
Одна из первых удач — роль Квача («Враги», 1932), затем — Бальзаминова («За чем пойдешь, то и найдешь», 1934). В этих ролях А. в полной мере овладел приемами пантомимы, сатиры, гротеска, которые сочетались с правдой жизни и наблюдательностью актера. В классике А. был Ляпкиным-Тяпкиным (1930) и Осипом (1952) в «Ревизоре», Карпом в «Лесе» (1941), Афремовым в «Живом трупе» (1950), Симоном Ренаром в «Марии Тюдор» (1964), Лавром Мироновичем Прибытковым («Последняя жертва», 1971) и др. В «Гибели эскадры» (1935), «За тех, кто в море!» (1946) А. создал образы боевых морских офицеров (Корн, Лишев). Диапазон ролей А. — от 2-го мужика в «Пугачевщине» (1923) до Бурцева в «Пока бьется сердце» (1979) — роль, за к-рую актер (вместе с В. В. Меркурьевым, от к-рого ее унаследовал) получил вторую Гос. премию. Удавались ему образы сатирические (Хлынов, 1945), помпезно-героические, характерные (Бублик в «Платоне Кречете», 1964; Матвей Журбин в «Семье Журбиных», 1964). Последняя — из тех, что А. играл во втором составе: Борис Годунов («Царь Федор Иоаннович», 1957), Бубнов («На дне», 1965), Сальери («Маленькие трагедии», 1966, 1971). Несмотря на то, что до него образы эти вполне сложились и были решены режиссером, А. подходил к ним
по-своему, менял интонации, приспосабливал к себе. В репертуаре А. комедии, драмы, романтические сказки (Кальмон в «Зеленой птичке», 1977; Доврский дед в «Пере Гюнте», 1983). Диапазон жанров — от водевиля «Соломенная шляпка» (Бопертюи, 1928) до «Оптимистической трагедии» (Старый матрос, 1955). Сквозной темой творчества А. была современность — им сыграны сверстники, люди разных положений и профессий ХХ в. Один из них — Блохин («Сказки старого Арбата», 1971), выразивший наиболее полно то светлое начало, которое было свойственно его персонажам.
С первых шагов на сцене в А. были замечены индивидуальные исполнительские свойства, особенно в комедии. Он оказывался наследником такого сценического юмора, какой был у И.В. Лерского, — это «юмор самого стиля произведения», а не слов и положений» (РиТ. 1935. № 19. С. 20–21. — С. Данилов). Добродушный, обаятельный тон А. сохраняет и в возрастных ролях в более позднее время: Чуб («Командарм-2», 1930) или Нароков («Таланты и поклонники», 1984). Актер не был прокурором своих персонажей даже тогда, когда играл Вурма («Коварство и любовь», 1931) или Мавра («Заговор Фиеско», 1955). В общей сложности А. сыграл на сцене АТ более 150 ролей.
Др. роли: Дьякон Победов («Дуэль», 1934), Бутяга («Накануне», 1942), Эдгар Жантон («Измена нации», 1953), Дор («Двенадцатый час», 1960), Богословский («Дело, которому ты служишь», 1967), Тропачев («Нахлебник», 1957), Бетрищев («Похождения Чичикова», 1974), Спиридон («Лукия», 1982) и др.
С 1925 по 1985 снимался в кино, был одним из самых плодовитых киноактеров-«эпизодников» Ленинграда, всего сыграл около 80 ролей, в т. ч.: инженер Авдеев («Великий гражданин», 1938–1939), Белебухин («Маска», 1938), Петр Брюханов («Начальник Чукотки», 1967), Сэм Фаррел («Рафферти», 1980) и др., снимался также в фильмах-спектаклях: Афремов («Живой труп», 1952), Хлынов («Горячее сердце», 1953), Карп («Лес», 1953).
Соч.: О перевоплощении // Театр. 1951. № 1. С. 76–79; Правда жизни // ТЖ. 1977. № 12. Июнь. С. 5–6; Памятные беседы // Илларион Николаевич Певцов. М., 1978. С. 230–232; Так где же она, новая наша Ермолова? // ТЖ. 1979. № 11. Июнь. С. 4–6; От поколения к поколению // Огни Алатау, Алма-Ата. 1985. 5 сент.
Лит.: Репертуар АТ (ук.); Данилов С. С. К. И. Адашевский: (Творческий портрет) // РиТ. 1935. № 19. С. 20–21; Клюевская К. Неповторимость характеров // Ленингр. правда. 1972. 11 апр.; Борисов А. Нестареющий талант // Веч. Ленинград. 1977. 11 апр.; Лукащук Н. Глашатай театр. королевства: (К столетию со дня рождения) // СПбВед. 1997. 11 апр.
Арх.: ЦГАЛИ СПб. Ф. 260. Оп. 1. Д. 494. Л. 70; Д. 590. Л. 20; Д. 603. Л. 20; Д. 661. Л. 14; Д. 923. Л. 10 об.; Д. 1010. Л. 6; Д. 1066. Л. 1.
Горфункель, Е. Адашевский К.И. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 64-65.
Читать далее