Вернуться
"Огненный мост", Ромашов Б.С., Петров Н.В., 28.04.1929
"Огненный мост", Ромашов Б.С., Петров Н.В., 28.04.1929
Название спектакля
"Огненный мост"
Дата премьеры
Автор произведения
Ромашов Борис Сергеевич - Автор пьесы
Площадка
Александринский театр. Основная сцена
Время создания
Редакция спектакля
Юбилейный спектакль М.А. Потоцкой
Создатели спектакля
Соколов Петр Иванович (Художник-постановщик, художник по костюмам)
Шапорин Юрий (Георгий) Александрович (Композитор)
История создания
Спектакль прошел 55 раз: Сезон 1928/1929 гг. - 20 раз Сезон 1929/1930 гг. - 35 раз Из «Театрального календаря» Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеки: «28 апреля 1929 года Государственный театр драмы выпустил спектакль по новой пьесе Б. С. Ромашова «Огненный мост». Драма открытой идеологической направленности продолжила «партийную линию» театра. В прессе высказывались сомнения по поводу целесообразности постановки пьесы, отмечая ее вторичность, надуманность, невнятную прорисовку образов и драматических коллизий. Автор охватывает ключевые этапы становления советской власти: революцию, гражданскую войну и последующее время ударного строительства коммунистического будущего. Одна из главных тем — интеллигенция в условиях новой реальности. Раскол в семье адвоката Дубравина отражает раскол в обществе. Стихийная сила революции врывается в размеренную сытую жизнь и необратимо ее изменяет. Эту стихийность, а также драматическую напряженность взаимоотношений героев и стремились передать создатели спектакля, намеренно избегая бытовых подробностей. Художник П. И. Соколов старался следовать замыслу режиссера Н. В. Петрова и ставил себе задачу: «подчеркнуть заостренность тематических положений не натуралистическим решением (бытовой павильон), а самостоятельным сценическим приемом, в котором форма, свет и пространство могут быть широко оркестрованы»*. Откровенно условные, внебытовые декорации были функциональны. «Оживая» в определенные моменты действия, они вместе с музыкой (композитор — Ю. А. Шапорин) и светом усиливали общее впечатление. Особенно выразительными были сцены бомбардировки в первом действии, когда декорации как бы сотрясались от взрывов, и запуска заводских машин в финале, «где путем вращения центральной части конструкции, сопровождаемой изобретательным звуко- и свето-монтажем, удалось создать весьма яркий сценический эффект»*. Рецензенты справедливо отдавали дань стараниям актеров, вынужденных воплощать «схематичные» авторские образы. Выделяли Н. С. Рашевскую, создавшую «красочный и полновесный образ Ирины»* — дочери Дубравина, решительной сторонницы революционного движения, боевой подруги, а впоследствии — жены самоотверженного красногвардейца, директора завода в мирное время Хомутова — Л. С. Вивьена. Работа актера также была отмечена критикой: «Четко и выдержанно проводит Вивьен роль Хомутова, убедительно подавая довольно тусклые речи публицистического фельетона»*. По мнению критиков И. Н. Певцов «интересно» сыграл брата Ирины Геннадия — тщедушного белогвардейца в начале драмы и вредителя-контрреволюционера в конце. Однако, невзирая на проделанную работу, создатели спектакля так и не смогли в полной мере преодолеть слабость драматургического материала и «Огненный мост» не стал «особенно значительным» событием в жизни Ленинградского Гостеатра Драмы».