Доктор искусствоведения (1940)
С 1911 — актер; с 1924 — актер, режиссер; 1936–1938 — гл. режиссер; 1938–1949 — худож. руководитель; 1949–1958 — гл. режиссер; 1958–1966 — директор АТ.
Первой женой В. была актриса АТ Е.К. Книпер, его однокурсница по классу В.Н. Давыдова в Театральном училище. Они обвенчались в июле 1914. Вторым браком был женат на актрисе АТ Е.М. Вольф-Израэль.
Родился в дворянской (ЦГАЛИ СПб. Ф. 354. Оп. 2. Д. 593. Л. 4) семье инженера Сергея Александровича Вивьена и домохозяйки Елизаветы Дмитриевны Поляковой. Его отцом было составлено родословное древо Вивьенов, к-рое восходило к IV в. Вивьены переехали из Франции в Польшу в XVIII в., а с XIX в. поселились в России. В роду были изв. художники и писатели. Интересу к театру способствовали семейные увлечения В., домашние и гимназические спектакли.
Учился в 1-й классической гимназии Воронежа. Окончил электромеханическое отд. петерб. Политехнического института и сразу же поступил в петербургское императорское Театральное училище к В.Н. Давыдову «при очень большом конкурсе»; с 1913 был ассистентом Давыдова. В период обучения посещал занятия Студии Мейерхольда на Бородинской.
В АТ с 1911 с «зачетом двухгодичной практики» (ЦГАЛИ СПб. Ф. 354. Оп. 2. Д. 593. Л. 8). Дебютировал в 1913 гл. ролью в пьесе В. Александрова «История одного брака». Принят на должности актера и режиссера. Занял ведущее положение в труппе на роли молодых героев. В Петербурге и на гастролях пользовался успехом у публики, играя в комедиях, водевилях, драмах. Участвовал в пост. Мейерхольда — Борис в «Грозе», Голубой Пьеро в «Маскараде», Нелькин в «Свадьбе Кречинского» (1920, возобновлен режиссером Е. Карповым). Рецензенты отмечали отличную, ясную читку стихов, темперамент. На ролях Армана Дюваля, Алджернона, Эугена, Яго, Жадова, Якова Бардина, позднее Таланова, Репетилова, Забелина складывался актерский стиль В. Это и «художественный реализм самой чистой воды», и блестящая техника европ. уровня.
С нач. событий 1917 участвовал во всех внутритеатральных переменах, комиссиях, советах, выработке устава внутр. распорядка АТ. Заседал в театр. и пед. секции Петрогр. ТЕО Наркомпроса. Во время подготовки сп. «Смерть Иоанна Грозного» стал объектом острых разногласий между консервативной частью труппы и революционно настроенной, требовавшей для молодого Вивьена роли Бориса Годунова. Затем оказался в числе «уходящих», крайне «левых» актеров, настроенных на союз с новой властью и отвергавших автономию, то есть полную независимость от государства. После встречи труппы с А. В. Луначарским был выбран во Временный комитет по управлению театром вместе с Пашковским, Смоличем и Судьбининым. С этого момента В. имеет авторитет не только творческий, но и общественный.
В 1919 был арестован ЧК и обвинен в участии в контрреволюционной организации. В освобождении В. ходатаям помогло вмешательство Ленина, в Самаре «заболевший сыпным тифом» В. был «освобожден без предъявления обвинения» (ЦГАЛИ СПб. Ф. 354. Оп. 2. Д. 593. Л. 9). Возможно, причиной ареста были родственные и дружеские связи его первой жены, Е.К. Книпер.
Режиссерские опыты В. начинались в Павловском театре (пост. «Старого Гейдельберга» В. Мейер-Ферстера). Первая самостоятельная постановка датируется 1915 — «Привидения» в Петрозаводске. В этом спектакле В. играл Освальда.
Был гл. режиссером в Театре милиции (1920) (см.: ЦГАЛИ СПб. Ф. 354. Оп. 2. Д. 593. Л. 21). Режиссерский дебют В. на акад. сцене состоялся в 1924. Это были «Скандалисты» Б. Шоу. По пути сочетания гротеска и реализма, как писали рецензенты, В. двинулся в последующих своих пост.: «Смерть Пазухина», «Когда спящий проснется», «Пигмалион» (Михайловский театр), «Иван Козырь и Татьяна Русских». Спектакли эти появились в момент кризиса режиссуры АТ, выходом из которого стала реконструкция 1926. После нее в АТ остались лишь гл. режиссер Н.В. Петров и Вивьен.
Обретение режиссерского опыта шло параллельно с накоплением опыта педагогического. Основные положения о ШАМ Вивьен разрабатывал вместе с Мейерхольдом и Н.В. Петровым. В 1917 началась практическая реорганизация театрального образования. По инициативе тройки Театр. отд. Наркомпросса открыл ШАМ, которая начала работать с янв. 1918 на Троицкой ул. в Петрограде. Ректором назначен В., он же преподавал сценическое движение. В 1922 ШАМ и Курсы мастерства сценических постановок (организованные в 1918 и возглавляемые Мейерхольдом) объединяются в Институт Сценических Искусств, ректор — Вивьен. Одновременно Вивьен преподавал в Театре-студии при АТ. Весной 1926 выпускники ИСИ собрались вместе в «Театре стажеров», затем В. через 2 года создал Молодежный театр, или Театр актерского мастерства (ТАМ), который с 1931 был филиалом АТ. Вивьен значился его художественным руководителем. Созданный Вивьеном театр, по его словам, с 1928 по 1936 «пережил различные фазы существования» (ЦГАЛИ СПб. Ф. 354. Оп. 2. Д. 593. Л. 21). В 1920-е Вивьен и актер, и режиссер, и педагог. Он играл в разных театрах и ставил спектакли со студентами и опытными профессионалами.
С 1938 по 1966 В. — главный режиссер и художественный руководитель АТ (в 1958–1961 — с перерывами — также директор театра). Режиссерский метод Вивьена — по преимуществу «актерская режиссура». Через актера ему удавалось добиться ясного и гармоничного решения спектакля. Он пришел в АТ, когда, по воспоминаниям Вивьена, здесь играли «обыкновенные постановки», спектакли-концерты. Перебарывая рутину, он смешивал, как писали, «элементы мейерхольдовской фантастики и гиперболичности с бытовой жанровой изобретательностью учителей из Александринки» (Сов. иск-во. 1932. 15 сент. — М. Загурский). Если в молодые годы режиссера привлекали задачи «народной трагедии» («Пугачевщина», 1926, совм. с Петровым и Хохловым), то в зрелые годы ему более интересна личность. В. «чувствовал» актера. На репетиции действовал педагогически — шел от исполнителя. Изв. его правило: «Автор спектакля — режиссер, но автор роли — артист». Как режиссер В. был последователен, но никогда не давил и не проявлял диктаторских замашек. Его и в жизни, и в работе отличали такт, дипломатичность, способность к компромиссу, ироничность.
За полвека работы в АТ поставил более ста спектаклей, мн. из которых были значительными театральными событиями. Среди них «Виринея» (1926), «Доходное место» (1938), «Фландрия» (1940), «Стакан воды» (1942), «Русские люди» (1942), «Нашествие» (1943), «Великий государь» (1945), «Дядя Ваня» (1946), «Жизнь в цвету» (1947), «Борис Годунов» (1949), «Незабываемый 1919-й» (1949), удостоенный Сталинской премии, «Ревизор» (1952), «Игрок» (1956), «На дне» (1956), «Бег» (1958), «Все остается людям» (1959), «Друзья и годы» (1961), «Маленькие трагедии» (1962).
Сотрудниками, сорежиссерами В. в АТ были А. Даусон, А. Музиль, В. Эренберг. Несколько лет Вивьен готовил постановку «На дне», думая об открытии красоты, то есть человеческого и гордого, в каждом персонаже пьесы Горького. Замысел режиссера полностью воплотился в спектакле (1966) — с участием великих мастеров АТ: Симонова, Толубеева, Скоробогатова, Яна, Екатерининского, Фрейндлиха, Лебзак, Горбачева, которых режиссер соединил в драматический «оркестр». Выпускников В. можно было встретить почти во всех театрах Ленинграда, немало их и в АТ.
До конца жизни В. возглавлял актерские мастерские в Ленингр. театр. ин-те, а в 1957– 1966 заведовал кафедрой режиссуры. Педагогика и режиссура оттесняли В. — актера, на что неоднократно сетовали и коллеги, и критика. В послевоенный период его появление на сцене было связано, как правило, с экстремальными ситуациями (замены актеров). Так, лишь однажды он сыграл генерала в «Беге».
В 1955 В. позвал молодого Г. Товстоногова на пост. «Оптимистической трагедии», спектакль стал событием не только для АТ, но и для всей театр. жизни страны. Один из последних замыслов — возобновление «Маскарада», возвращение к театр. юности, от которой он хотел сохранить все самое ценное и начать новый круг жизни спектакля — худ. должен был стать Н.П. Акимов.
Др. роли: в учебных спектаклях — Жадов («Доходное место»), Райский («Обрыв»), Томилин («Порыв»), Коркин («Каширская старина»), маркиз Форлипополи («Трактирщица»), муж («С глазу на глаз»), Волынов («Выгодное предприятие»), Альцест («Мизантроп»).
В АТ: Триссотен («Ученые женщины»), Ветринский («Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка»), Панфило («Сон в весеннее утро»), Миловецкий («Тетеревам не летать по деревам»), дон Энрике («Стойкий принц»), Мефисто («Фауст и город»), Петр («Мещане»), Бобров («Страх»), Хлестаков («Ревизор»), Тристан («Шут Тантрис»), Карандышев («Бесприданница»), Болинброк («Стакан воды»), Тот («Тот, кто получает пощечины»), Глумов («На всякого мудреца довольно простоты»), Мурзавецкий («Волки и овцы»), Васька Пепел, Барон, Актер («На дне»), Яго («Отелло»), Треплев («Чайка»), Иванов («Иванов»), Чорт («Чорт»), Хиггинс («Пигмалион»).
Др. пост. в АТ: «Мысль» (1922), «Иван Каляев» (1926), «Плоды просвещения» (1928), «Высоты» (1929), «Причальная мачта» (1929), «Нефть» (1930), «Диктатура» (1930), «Радость» (1931). Впоследствии поставил сп. «Макбет», «Двенадцатая ночь», «Скандалисты», «Пигмалион», «Чайка», «Иванов», «Дядя Ваня», «Правда — хорошо, а счастье лучше», «Доходное место», «Волки и овцы», «На всякого мудреца довольно простоты», «Бесприданница», «На дне», «Дети солнца», «Мещане», «Игрок» (по роману Ф. Достоевского), «Бег» и мн. др.
Снимался в кино: Райский («Обрыв», 1913), командир дивизиона Ростовцев («Балтийцы», 1937), Тыртов («Александр Попов», 1949). За участие в фильме «Балтийцы» награжден орденом «Знак Почета».
Соч.: Александринский театр накануне революции // Звезда. 1957. № 1. С. 180–194; Л.С. Вивьен о театре и о себе // Леонид Сергеевич Вивьен. Актер. Режиссер. Педагог. Л., 1988. С. 57–190.
Лит.: СПбГАТИ СИ (ук.); Репертуар АТ (ук.); Пименов В. Жизнь и сцена. М., 1975. С. 48–56; Леонид Сергеевич Вивьен. Актер. Режиссер. Педагог. Л., 1988; Ларцева, Н.В. Театр расстрелянный. Петрозаводск, 1998. С. 21–22, 33–51.
Арх.: РГИСИ. Ф. 352. Оп. 2-К. № 9. Л. 165–171; СПбГМТиМИ. Ф. 90; ЦГАЛИ СПб. Ф. 115; ОР РНБ. Ф. 1177. Д. 1743; Ф. 801. Д. 17.
Горфункель, Е., Исмагулова, Т. Вивьен Л.С. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 163-165.
Читать далее