По первому мужу Колчина, по второму Петрова, по третьему Трескунова.
Награждена орденом «Знак почета» (1939), «За оборону Ленинграда» (1946), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1946).
Дочь военного инженера, погибшего при Порт-Артуре. Получила домашнее воспитание, окончила Екатерининский институт (1910), петербургское императорское Театральное училище (класс А.И. Долинова, 1917) и тогда же была определена в АТ. В 1917–1918 работала в петроградском Театре К.Н. Незлобина и одновременно в Студии на Бородинской у В.Э. Мейерхольда. В 1918–1920 играла в провинции.
В 1921 вернулась в АТ. В первый период в АТ Рашевская только осваивала профессию и роли ей поручали незначительные, водевильные, например, Городкова («Супружеское счастье», 1914). В провинции Рашевская значительно расширила репертуар. Она сыграла Лизу («Дворянское гнездо»), Лизу («Горе от ума»), Офелию («Гамлет»), Луизу («Коварство и любовь»). В Студии на Бородинской — Лауру («Каменный гость»).
В АТ вернулась опытная актриса. Игра ее, чуть холодноватая, сдержанная, отточенная по форме, но не без всплесков яркого чувства, обеспечила ей успех во многих ролях. Помогла этому и встреча с новым режиссером Н.В. Петровым, который стал ее мужем.
Одной из значительных ролей Рашевской была Консуэла в драме «Тот, кто получает пощечины». Возвышенная и вульгарная, ее героиня легко переходила из одного состояния в другое. «В Консуэле она сплавляет в живой и трогательный образ элементы от Миньоны Гете с элементами от дикарки Дулиттл Шоу» (ЖИ. 1923. № 51. С. 11. — В. Азов).
Рашевская вписалась и в современный репертуар. Она была способна художественно преобразить то, что предполагалось только отобразить. Ее Роза Бергман («Конец Криворыльска», 1926) была обаятельна и резка одновременно, но и лирична, особенно в сцене с Мехоношевым. В «Огненном мосте» Рашевская сыграла колеблющуюся интеллигентку Ирину, при этом лишив образ налета мелодраматизма. В «Страхе» — Елену Макарову, ищущую свой путь в науке.
Чем дальше, тем больше на сцене оказывались востребованными ее благородная сдержанность, интеллигентность. Рашевская создала запоминающийся образ Матери («Мать»). Ее Таланова («Нашествие») с глубокой внутренней борьбой, но без надрыва следила за судьбой сына. Она была достойной соратницей Мичурина («Жизнь в цвету»).
Преуспела Рашевская и в классике. В 1941 она повторила роль Лизы в «Дворянском гнезде». В 1955 вышла в роли матери Кисельникова в «Пучине». Исполненная достоинства, появлялась она в доме купеческой родни, не сгибалась от косых взглядов. Годы состарили ее, но не заставили опуститься. И только от полной безысходности она толкала сына на преступление и сама же была готова взять на себя всю ответственность за этот поступок.
Пробовала себя Рашевская и в режиссуре начиная с 1920, когда поставила в театре Костромы «Голубого фазана». В АТ совместно с Л.С. Вивьеном поставила «Горе от ума» (1941) и «Накануне» (1942). Но полностью она реализовалась как режиссер в БДТ, где с 1945 по 1956 осуществила сп. «Сердце не камень», «Враги», «Егор Булычов и другие», «Достигаев и другие», «Обрыв».
Другие роли в АТ: Катя («Сестры Кедровы»), Аня («Вишневый сад»), Лиза («Екатерина Ивановна»), Керубино («Женитьба Фигаро»), Саша («Живой труп»), Софья («Горе от ума»), Эмилия («Отелло»), Юлия («Чудак»), Оксана («Гибель эскадры»), Аксюша («Лес»), Елена («Накануне»), Малютина («Персональное дело»), старая женщина («Оптимистическая трагедия») и др.
Лит.: ТЭ; Репертуар АТ (ук.); Петров Н.В. 50 и 500. М., 1960. С. 95, 138, 162, 212, 224, 247, 248, 254, 255, 257–258, 261, 270, 274, 299, 332, 343, 449; Стронская Е. Наталья Рашевская. М., 1961. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 5. Д. 2639.
Данилова, Л. Рашевская Н.С. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 594.
Читать далее