Вернуться
"Делец", Газенклевер В., Толстой А.Н., Петров Н.В., Соловьёв В.Н., 22.12.1928
"Делец", Газенклевер В., Толстой А.Н., Петров Н.В., Соловьёв В.Н., 22.12.1928
Название спектакля
Дата премьеры
Автор произведения
Газенклевер Вальтер - Автор пьесы
Толстой Алексей Николаевич - Автор пьесы (Автор переделки)
Площадка
Александринский театр. Основная сцена
Время создания
Создатели спектакля
Акимов Николай Павлович (Художник-постановщик, художник по костюмам)
Шапорин Юрий (Георгий) Александрович (Композитор)
Гинзбург А (Кинооператор)
История создания
Спектакль прошел всего 117 раз: Сезон 1928/1929 гг. - 64 раза Сезон 1929/1930 гг. - 41 раз Сезон 1930/1931 гг. - 4 раза Сезон 1931/1932 гг. - 8 раз «Постановка «Дельца» (пьесы В. Газенклевера) стала спектаклем, сыгравшим этапную роль в истории АТ, обозначившим поворот в сторону современности. В этой работе декларировался отказ от свойственной АТ стилистики салонной комедии. Ярко выраженное стремление к разоблачению буржуазной действительности отразилось в четко обозначенной позиции АТ, заключавшейся в сгущенно-ироническом показе мира мошенников и финансовых воротил. Текст пьесы был разбит на эпизоды, каждому из которых соответствовал определенный стиль сценического исполнения, «начиная от психологической мелодрамы и кончая мюзик-хольным гротеском» (ЖИ. 1928. № 51. С. 9. — Н. Петров, Вл. Соловьев). В спектакле делалась попытка передать зрителю ощущение большого индустриального капиталистического города. Использовались новейшие технические эффекты (кино, радио, движущиеся установки и пр.). В лирические моменты герои перемещались на особую площадку над оркестром (трактуемую как прием японского театра), увеличивая масштаб происходящего и разыгрывая наиболее важные сцены крупным планом. В области актерской техники спектакль демонстрировал пересмотр сценических средств: «Не расплывчатое и бесцельное хождение по сцене, а четкие, подчиненные музыкальному ритму и точному рисунку мизансцены. Не длительные паузы для переживаний, а четкий ритм психологического рисунка. Не вялое, лишенное законов мелодии слово, а музыкально построенная речь» (Сто лет: АТ — Театр Госдрамы. Л., 1932. С. 502–503. — Н. Петров). Сатирическая острота пьесы получила высокую оценку критики, и спектакль вошел в основной репертуар АТ». Галанина, Ю. Соловьев В.Н. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 676-677.