Вернуться
"Шакалы", Якобсон А.М., Музиль А.А., 11.03.1953
"Шакалы", Якобсон А.М., Музиль А.А., 11.03.1953
Название спектакля
Дата премьеры
Жанр
Драматическая сатира в 4-х действиях
Автор произведения
Якобсон Аугуст Михкелевич - Автор пьесы
Площадка
Александринский театр. Основная сцена
Время создания
История создания
Спектакль прошел 29 раз: Сезон 1952/1953 гг. - 26 раз Сезон 1953/19543 гг. - 3 раза Из «Театрального календаря» Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеки. 11 марта 2023 г.: Спектакль о «разоблачении человеконенавистнических замыслов»* крупных бизнесменов и ученых, которые ради собственной выгоды готовы пойти на самые страшные преступления вплоть до разжигания войны и погубить тысячи людей, поставил Александр Александрович Музиль. Режиссеру и актерам удалось передать идейный замысел пьесы Якобсона. Как отмечал журналист П. А. Корыхалов: «вся система образов, линия основного драматического конфликта раскрываются на сцене четко и художественно убедительно»*. Действие пьесы разворачивается вокруг попыток нескольких деловых людей завладеть формулой ядовитой «серебристо-серой пыли»*, которая может стать страшнее бактериологического оружия, а ее изобретателю химику Сэмуэлю Стилу, во что бы то ни стало, нужно проверить ее действие на людях. Все эти, уважаемые на первый взгляд, господа, бывшие школьные товарищи. В результате их борьба за овладение формулой привела к смерти сначала сына Стила, а потом самого ученого. Профессора Сэмуэля Стила великолепно сыграл Ю. В. Толубеев, раскрыв чудовищный характер ученого-убийцы, скрывавшийся под маской благопристойности. Его товарищей, ставших в один момент врагами — промышленника Эптона Брюса, на предприятии которого, должна была производиться смертельная пыль, исполнил Б. А. Жуковский, а химика, генерала и заместителя научно-исследовательского отдела военного министерства Эдгара Мак-Кеннеди — Я. О. Малютин. Г. М. Бальдыш в рецензии на спектакль писал, что Жуковский создал образ «откровенного циника, который подобно отчаявшемуся картежному игроку, делает последнюю ставку, идет ва-банк». Положительные персонажи пьесы, как отмечал Г. Бальдыш, получились менее яркими и интересными не только у драматурга, но и, к сожалению, в спектакле.* Особо критики выделяли исполнение Б. А. Фрейндлихом роли Аллена О'Коннела, сына Дорис от первого брака, майора авиации в отставке. Актер создал образ человека, который «прост, ясен и убедителен во всех своих поступках, твердо идет к намеченной цели», а его «обличительный монолог звучит, как символ неизбежной будущей победы правды и справедливости». Еще одной большой удачей в спектакле была работа К. В. Скоробогатова в роли доктора медицины, профессора университета Чарльза Армстронга. Артист создал «высокочеловечный образ Армстронга — умудренного жизнью и не утратившего веру в человечество, одухотворенного благородной идеей борьбы за мир и целиком посвятившего себя ее осуществлению», — писал П. Корыхалов*. Также в спектакли приняли участие замечательные актеры театра. Е.И. Тиме исполнила роль Дорис, жены профессора Стила, В.Г. Гайдаров — Курта Шнейдера, химика и доктора, научного работника гитлеровской армии. Е.М. Медведева играла Мэри, прислугу в доме Стила, негритянку, Л.А. Дачко — Джен, дочь Дорис от первого брака. Г.Г. Кульбуш исполнил роль Гарри, сына профессора Стила и Дорис, М.К. Екатерининский — Гидеона Смита, руководителя теософско-спиритического кружка. Создать особую атмосферу на сцене режиссеру помог художник Н.П. Акимов. Незадолго до премьеры спектакля «Шакалы» в одном из интервью Акимов сказал: «Хочется как можно реалистичнее показать обстановку, в которой действуют поджигатели войны. А обстановка эта страшная и отвратительная». Работу Акимова в спектакле рецензенты называли удачной, отмечали, что и в декорациях, и бутафории, и гриме чувствовалась продуманность и стремление к глубокому раскрытию образов героев.