Персоналии
Толубеев Юрий Владимирович, артист
Толубеев Юрий Владимирович, артист
Персоналия
Толубеев Юрий Владимирович
Годы жизни
18.04(01.04).1906, Санкт-Петербург - 29.12.1979, Ленинград, похоронен на Литераторских мостках Волковского кладб.
Вид деятельности
Звание
Заслуженный артист РСФСР (1939), народный артист РСФСР (1951), народный артист СССР (1956).
Период работы в театре
Биография
Лауреат Государственной премии (1947), лауреат Ленинской премии (1958), лауреат Государственной премии им. К.С. Станиславского (1969), Герой Социалистического Труда с вручением Ордена Ленина и золотой медали «Серп и молот» — за большие заслуги в развитии театрального искусства и в связи с семидесятилетием со дня рождения (1976). Награжден орденом «Знак Почета» (1939), орденами Трудового Красного Знамени (1951, 1966), орденом Ленина (1971), медалями «За оборону Ленинграда» (1944) и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1945). 1-я жена — актриса АТ Л.А. Шеленцова, 2-я — актриса АТ Т.И. Алешина. Сын — актер БДТ Андрей Юрьевич Толубеев. Внучка — актриса Этюд-театра Надежда Юрьевна Толубеева. Из дворян. Окончил в 1929 Техникум сценических искусств (мастерская Л.С. Вивьена). Получил также музыкальное образование (три курса Государственного института музыкального просвещения). На сцене с 1926 — в Экспериментальном театре п/р В.Н. Всеволодского-Генгросса, затем в Самарском краевом драматическом театре, в «Синей блузе», с 1927 — в Театре стажеров, он же ТАМ (Театр актерского мастерства), в Театре п/р Вивьена, в театре Ленинградского дома Красной армии (1933/1934 гг.), в театре Красной армии (1934/1935 гг.), в 1936 — в Красном театре и в слитом с ТРАМом Театре им. Ленинского комсомола до 1941. Природные данные — выразительная внешность, густой, «массивный», «органный», запоминающийся голос (бас), о котором с восхищением и удивлением писали все, кто слышал Толубеева, бесконечное обаяние, грациозность (полнота не мешала танцевать на сцене его Хлынову, Городничему, Бубнову) и органичность существования на сцене определили его актерское своеобразие. В жизни он был неформальным лидером, личностью, вызывавшей расположение к себе с первой встречи, обладателем чудесного юмора. Как актер «формировался на сценических созданиях» актеров разных школ, но играл, по его собственному выражению, от Давыдова и Вивьена. По школе Толубеев — мастер психологического портрета. У него плотный, жизнеподобный почерк, но при этом «толубеевский прозаизм никогда не ущемлял и не унимал поэзию» (Юрий Толубеев. Восп. Ст. Письма. М., 1988. С. 47. — А.Я. Альтшуллер). В работе над ролью опирался на интуицию, использовал жизненные впечатления и наблюдения. Так, играя Илью Журбина («Семья Журбиных»), вспоминал юность, когда работал чернорабочим на заводе Сан-Галли; в образе Вожака из «Оптимистической трагедии» воссоздал запомнившийся ему тип моряка в мичманской фуражке из Петрограда. По воспоминаниям партнеров, творческий процесс у Толубеева протекал медленно, работал он долго, пытаясь самостоятельно добраться до существа характера. К искусству относился как к любимому труду: с предельной добросовестностью и терпением, поражал работоспособностью и умением отдаваться репетициям и до конца выкладываться на спектакле. По выражению Л. Зорина, Толубеев — это «редкое сочетание стихийной мощи и мастерства» (Там же. С. 113). В молодости Толубеев — актер на характерные роли, с упором на возраст: «В молодые годы всегда играл стариков. Меня интересовали и мне близки характерные роли» (Там же. С. 27). В 27 лет сыграл Егора Булычова — после таких выдающихся исполнителей этой роли, как Леонидов, Монахов, Щукин. Из большого числа сыгранных ролей (73 в театре, из них 51 в АТ, 48 в кино) актер особо выделял персонажей А.Н. Островского. В пьесе «Правда — хорошо, а счастье лучше» переиграл с годами почти все мужские роли; играл Хлынова (1942), Несчастливцева (1948), Градобоева (1973) и Шмагу (1938) — один из лучших толубеевских образов ленкомовского периода и всей его актерской биографии: «Такому Шмаге с его данными под стать играть Макбета, Лира» (Там же. С. 34. — М.А. Розанов). Вторым по значимости автором для Толубеева был Гоголь — здесь и Иван Никифорович («Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», 1931, в кино), и Петрович в фильме «Шинель» (1959), и Городничий на сцене и экране (1952), Собакевич в «Мертвых душах» на телевидении (1968), в «Похождениях Чичикова» на сцене и на телевидении. В чеховском репертуаре Толубеев выступал в роли Войницкого, Сорина, Фирса. В труппу АТ вступил в годы войны, в Новосибирске. В первый же сезон принял участие в новых спектаклях: «Фронт» (Мирон Горлов), «Русские люди» (Сафонов), «Нашествие» (Колесников, Фаюнин). В АТ создал ряд значительных сценических образов. Среди них Терентий («Жизнь в цвету»), Полоний («Гамлет»), Бубнов («На дне»), генерал Чарнота («Бег»), Вилли Ломен («Смерть коммивояжера»), Сократ («Беседы с Сократом»). Роль Бубнова выдвигала горьковского картузника в центр событий ночлежки, делал его, наравне с Сатиным Симонова, обладателем «громадных погибших человеческих возможностей». Образ, складывающийся из точных, мелких, достоверных деталей, в целом наполнялся какой-то могучей поэзией. Вилли Ломен, американский коммивояжер, в исполнении Толубеева — «человек вообще», выступающей с «защитой жизни как таковой» против поругания ее в реальном мире — и проигрывающий поединок, это трагический образ (Берковский Н. Литература и театр. Л., 1969. С. 627). Вожак из «Оптимистической трагедии» — это деяние бесстрастного прокурора, который показал в этой «глыбе» из тела и цинизма, бандите смутного времени тупую власть силы и разрушительное безверие. Образ у Толубеева начинался «из себя» и из тех, кого знал. Он был против «выдумок» на сцене, при этом в творческих поисках доходил до психологических крайностей. Отстаивал свое видение образа, как это было с Несчастливцевым, которого он сознательно заземлял после Ю.М. Юрьева. Реальность для него то, что правдиво и на сцене претворено в художественные образы. В 1977 ушел из АТ в БДТ, где успел сыграть только одну роль: Извозчика в «Эмигранте из Брисбена». С 1966 — председатель Ленинградского отделения ВТО. Другие роли в АТ: Борис Годунов («Великий государь»); Цыганов («Варвары»), Пантелеев («Победители»), Абуладзе («Великая сила»), Кутузов («Полководец Суворов»), Старосельский («Крылья»), Коста Варра («Заговор обреченных»), Гусев («Огненная река»), Томас Фрисби («Опасный перекресток»), Столяров («Честность»), Лутонин («Семья Лутониных»), князь Абрезков («Живой труп»), член Политбюро Французской компартии («Гражданин Франции»), Стил («Шакалы»), маркиз де Сек («Измена нации»), Брыкин («Доброе имя»), Дремлюга («Крылья»), Каретников («Двенадцатый час»), Поставничев («Друзья и годы»), Елагин («Танцы на шоссе»), Литвинов («На диком бреге»), Богословский («Дело, которому ты служишь»), Забелин («Кремлевские куранты»), Гришанков («Человек и глобус»), Вырин («Болдинская осень»), Христофор Блохин («Сказки старого Арбата»), Оспищев («Иней на стогах»), Ярцев («Совет да любовь»), Ефимов («Из записок Лопатина»). В кино снимался, начиная с 1930-х: матрос Андрей («Совершеннолетние»), директор шахты Чуб («Шахтеры»), Фриц («Профессор Мамлок»), Пархоменко («Доктор Калюжный»), Щепкин («Белинский», 1951), Городничий (1952), Несчастливцев (1953), Санчо Панса («Дон Кихот», 1957), Петрович («Шинель», 1959), Полоний («Гамлет», 1964), Пилипенко («Авария», 1965), Кузьмичев («Хроника пикирующего бомбардировщика», 1967) и др. Соч.: Образ моего современника. М., 1951; Путь к образу. М., 1952; Толубеев рассказывает // Юрий Толубеев. Восп. Ст. Письма. М., 1988. С. 193–258. Лит.: БСЭ; ТЭ; СПбГАТИ СИ. С. 204; Капралов Г.А. Юрий Толубеев. Л.; М., 1961; Беньяш Р.М. Юрий Толубеев // Беньяш Р.М. Без грима и в гриме. Л.; М., 1965. С. 40–67; Белая Э.Н. Ю.В. Толубеев в репертуаре Гоголя и Островского // Актерское мастерство акад. театра драмы им. А.С. Пушкина. Л., 1983. С. 63–82; Плужников К.И., Гурков В.Н. Отец и сын Толубеевы. СПб., 2010. Арх.: РГИСИ. Ф. 352 Оп. 4 Д. 27. Л. 129–133; АТ (Л. д. Ю.В. Толубеева); СПбГМТиМИ. Ф. 195. Горфункель, Е. Толубеев Ю.В. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 720-721.