Награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
Принадлежит к старинному бельгийскому роду оружейников, перебравшемуся в Россию. Дочь Флора Васильевича Лежена, преподавателя Петербургской консерватории. Училась в консерватории, в классе А.К. Глазунова. В 1918 перешла в ШРД при АТ. Была занята в массовых сценах сп. «Светлый бог». Ее педагог В.В. Максимов рекомендовал Лежен в БДТ, когда понадобилось сделать срочный ввод в сп. «Рваный плащ». Дебютантка успешно справилась с ролью разбитной девчонки, трактирщицы Франчески. В 1920 состоялся настоящий дебют — роль Ефросиньи в «Царевиче Алексее». Г.М. Мичурин в своих воспоминаниях (Горячие дни актерской жизни. Л., 1972) пишет, что она прекрасно вошла в ансамбль сп. «Слуга двух господ» (1921, Смеральдина), удачно импровизировала вместе с Н.Ф. Монаховым.
В это время Лежен знакомится с А.А. Блоком, проходит с ним три репетиции пьесы «Роза и крест», о чем сохранились ее воспоминания. Постановка осталась неосуществленной. Актриса, в которой смешалась бельгийская и грузинская кровь (бабушка ее была из Тифлиса), обладала взрывчатым темпераментом, острым чувством комического. Определенная на амплуа субретки, она играла Марию в «Двенадцатой ночи», горничную в «Венецианском купце» (хотя позже исполняла также роль Джессики).
Играла «простонародные» роли, что во многом определялось ее актерской фактурой — пышная фигура, крупные черты лица (Дунька в «Любови Яровой», колхозница Ольга в «Росте», Манька в «Луне слева»), но в то же время в БДТ ей поручали и роли иного плана: Вырубова («Заговор императрицы»), Анечка Прокопович («Заговор чувств»), Ксения («Егор Булычов и другие»). Л. рано перешла на возрастные роли: старуха («Анна Кристи»), Мария Панфиловна («Человек с портфелем»).
В нач. 1930-х она выходила на сцену довольно редко, поэтому ее решение расстаться с БДТ было связано не только с семейными обстоятельствами (арест мужа), но и с творческой неудовлетворенностью. В дек. 1932 Лежен уволилась из БДТ, в янв. — февр. 1933 доигрывала некоторые роли. В февр. 1933 покинула Ленинград в связи с тем, что ее гражданский муж, инженер-строитель Лазарь Давидович Берзон, был сослан. В течение почти 8 лет Лежен переезжала с ним и дочерью из одного периферийного театра в другой. (соответственно пунктам его пересылки). В 1933 она — актриса городского театра г. Кизел, в 1934 — Областного театра Тюмени, в 1935 — Омского областного театра. В Омске с февр. 1935 по дек. 1936 Лежен исполнила более 10 ролей, в т.ч. Гурмыжской, Квашни, Дамы-Нюрки в «Аристократах» и мадам Арно в «Фиалке Монмартра». С янв. 1938 по дек. 1939 работала в Краснодарском драматическом театре им. М. Горького. В 1939 ее зачислили в труппу Куйбышевского областного театра. им. М. Горького, здесь Лежен проработала 8 месяцев (до этого работала здесь 2 сезона в 1936–1938), среди сыгранных ролей надо отметить роль Огудаловой в «Бесприданнице».
В сент. 1940 Лежен вернулась в Ленинград и пришла в АТ. Ее ввели на роли Анны Андреевны (играла ее в очередь с Е.И. Тиме), Степаниды («Суворов»), жены Миллера («Коварство и любовь»), княгини Тугоуховской («Горе от ума»), также сыграла Палашку («В степях Украины») и Альдонсу («Дон Кихот»). Во время войны Лежен отправилась вместе с театром в эвакуацию, но в 1943 была направлена на фронт для обслуживания частей действующей Красной армии. Вернувшись в апр. 1944 в труппу, продолжала исполнять преимущественнл роли классического репертуара: миссис Пирс («Пигмалион»), Мамка («Борис Годунов»), Гурмыжская («Лес»), мисс Кендер («Школа злословия»), Войницкая («Дядя Ваня»), няня Протасовых («Живой труп»), Богаевская («Варвары»), Матрена («Горячее сердце»), Анна Андреевна («Ревизор»), Лаврецкая («Дворянское гнездо»), жена Миллера («Коварство и любовь»), баронесса Вурмергельм («Игрок») и др.
Наиболее активное время ее работы в АТ 1951–1953. Обладая хорошей школой, чувством сценического юмора, умением выстроить психологический рисунок роли, она достойно представляла актерское искусство театра. Прекрасно воспитанная, Лежен с успехом играла роли «дам из общества». Несмотря на всю родственность ее иск-ва классической петербургской школе, Лежен, видимо, так до конца и не стала в АТ «своей». Главные ее успехи остались в БДТ, в театрах провинции. В мемуарах современников имя Лежен почти не упоминается.
В 1957 Лежен вышла на пенсию, но до 1962 продолжала иногда выходить в небольших ролях. Также сотрудничала с театром по договорам как преподаватель французского языка, ставила произношение актерам, занятым в сп. «Игрок» и «Дворянское гнездо». На пенсии занималась педагогической работой, руководила любительскими коллективами. Другие роли: жена Быкова («Жизнь в цвету»), Дорис («Шакалы»), Надежда Степановна («Крылья»), Вера Карповна («День отдыха»), Ксенофонтовна («Высокая волна»).
Соч.: Встречи, забыть к-рые невозможно: (Блок в БДТ в 1919–1921 гг.) // А.А. Блок. Исследования и материалы. Л., 1987. С. 263–274.
Лит.: Рецептер В.Э. Эта жизнь неисправима // Звезда. 2001. № 7. С. 13–16.
Арх.: ЦГАЛИ СПб. Ф. 286. Оп. 1. Д. 2. Л. 77; Д. 7. Л. 3 об.; Д. 12. Л. 15, 61, 82, 119 об., 160; АТ (Л. д. Н.Ф. Лежен; Лицевые счета нештатных работников театра, 1958, 1959, 1960,1961, 1962).
Соколинский, Е. Лежен Н.Ф. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 411-412.
Читать далее