Вернуться
"Дон Кихот", Булгаков М.А., Кожич В.П., 15.03.1941
"Дон Кихот", Булгаков М.А., Кожич В.П., 15.03.1941
Название спектакля
"Дон Кихот"
Дата премьеры
Автор произведения
Булгаков Михаил Афанасьевич - Автор пьесы (По роману М.Сервантеса)
Площадка
Александринский театр. Основная сцена
Время создания
История создания
В сезоне 1940/1941 гг. спектакль прошел 25 раз. Из «Театрального календаря» Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеки. 15 марта 2023 г.: «15 марта 1941 года в Ленинградском театре драмы им. А. С. Пушкина состоялась премьера инсценировки М. А. Булгакова по роману М. де Сервантеса «Дон Кихот» в постановке Владимира Кожича. После краха «Мольера» и ухода из МХАТа свои попытки писать для театра Булгаков называл «чистым донкихотством». И всё-таки летом 1937 г. он взялся за инсценировку для Театра им. Е. Вахтангова. Работал увлеченно и даже выучил испанский, чтобы читать роман Сервантеса в подлиннике. Читка пьесы сопровождалась долгими аплодисментами, но драматург не обольщался и в письме к Викентию Вересаеву писал: «Сейчас он и лежит у них, и будет лежать, пока не сгниет несмотря на то, что встречен ими шумно <…> Он, конечно, и нигде не пойдет. Меня это нисколько не печалит, так как я уже привык смотреть на всякую свою работу с одной стороны — как велики будут неприятности, которые она мне доставит?». В своих мрачных прогнозах Булгаков ошибся, однако увидеть «Дон Кихота» на сцене не успел. Первая постановка пьесы, вызвавшей в театрах настоящий ажиотаж, состоялась в Кинешме 27 апреля 1940 года — через полтора месяца после смерти драматурга, затем — в Петрозаводске и Ленинграде. Елена Сергеевна, вдова писателя, присутствовала на премьере в Театре драмы им. А. С. Пушкина и телеграфировала в Москву: «Занавесы после каждого акта пятнадцать минимум после конца». Успех спектакля связывали, прежде всего, с работой Николая Черкасова. Дон Кихот Черкасова вызывал в памяти иллюстрации Г. Доре: вдохновенный, гордый профиль, иссохшее лицо с горящими глазами, неимоверно длинное и худое тело, в жизни которого было что-то магическое. Актер с гордостью вспоминал, как Николай Семашко и находившиеся в театре врачи, удивленные его замысловатой пластикой, ощупывали локти и колени артиста, ища специальные шарниры. Режиссер Кожич был художником, верующим в жизнь и людей. В спектакле явственно звучала тема духовной, преобразующей миссии рыцаря. Постановке предрекали долгую жизнь, но её прервала война. Спектакль был сыгран 24 раза, последний раз — 7 июля 1941 года. В эвакуации постановку не возобновляли, так как часть актеров осталась в Ленинграде (в том числе погибший в блокаду исполнитель Санчо Пансы Борис Горин-Горяйнов), а молодёжь ушла на фронт. Эскизы к «Дон Кихоту» были выполнены главным художником театра Софьей Марковной Юнович — одним из лучших театральных художников страны. Часть этих эскизов хранится в фондах Театральной библиотеки».