Вернуться
Даусон Антонин Николаевич, режиссёр, помощник режиссёра
Даусон Антонин Николаевич, режиссёр, помощник режиссёра
Персоналия
Даусон Антонин Николаевич
Годы жизни
17.08.1908, Кронштадт - 23.08.2002, Санкт-Петербург
Вид деятельности
Режиссёр, помощник режиссёра
Период работы в театре
Биография
Потомок английского подданного, принявшего православие, сын мещанки и личного дворянина, пятый ребенок в семье, где подрастало 6 детей. В Февральскую революцию остался без отца, который был помощником полицмейстера. Наступило десятилетие скитаний, случайных заработков, поиска хлеба. Только в 1925 он сумел поступить на гос. службу — помощником бухгалтера в ленингр. Севзапторг. С 1930 — револьверщик на Ленингр. заводе им. Козицкого. С 1931 по 1935 — студент режиссерского отделения ТСИ (мастерская Б.М. Дмоховского). С 1933 — в АТ. С 1933 по 1938 был режиссером-ассистентом, с 1938 — режиссер. Постоянный сорежиссер в постановках В.П. Кожича, Л.С. Вивьена, В.В. Эренберга и др. Имя Даусона стояло на афишах таких эпохальных спектаклей театра, как «Живой труп» (1950), «Игрок» (1956), «Всё остается людям» (1959). После кончины Кожича по его плану Даусон выпустил премьеру драмы «Пучина», ставшую событием в театральной жизни Ленинграда 1950-х. Нравственная гибель «маленького человека», который от нужды и безысходности совершил бесчестный поступок, была показана исполнителем роли Кисельникова А. Борисовым и режиссером с отчаянным трагизмом. Вдумчивый анализ характеров действующих лиц, скрупулезная работа с актером, когда нет мелочей в выстраивании роли, отличали творческий почерк Даусона При этом сценическую правду он всегда поверял житейской. И хотя сохранил подробнейшие дневники о работе Мейерхольда с Юрьевым, всегда выделял в своих зап. не условные моменты обще-постановочного масштаба, а именно те, что могут быть объяснены обыкновенной логикой человеческого поведения. Среди др. работ: «Маленькие трагедии» (совм. с Вивьеном, 1962); «Скандальное происшествие с мистером Кеттлом и миссис Мун» (1965); «Много шуму из ничего» (совм. с Эренбергом, 1967), «Дядюшкин сон» (совм. с Эренбергом, 1987). Режиссер (совм. с Ю. Музыкантом) фильма «Пучина» (1958). В 1961–1967 — ст. преподаватель кафедры актерского мастерства ЛГИТМиКа. Соч.: Три роли // Василий Васильевич Меркурьев. М., 1986. С. 107– 112; Три роли Островского // Юрий Толубеев: Восп. Ст. Письма. М., 1988. С. 61–73; Как я попал на «Маскарад» к Мейерхольду: Байки Антонина Даусона / Записал О. Сердобольский // СПбВед. 1993. 9 янв. С. 7; Страницы памяти о Я.О. Малютине // Малютин Я.О. Звезды и созвездия. СПб., 1996. С. 138–139. Лит.: СПбГАТИ СИ (ук.); Репертуар АТ (ук.); Рабинянц Н.А. Проблемы рус. классики на совр. Сцене: (Спектакли по Достоевскому 1950– 1970-х гг.). Л., 1977. С. 38–40; Полушко В. И с какими актерами работал! // СПбВед. 1993. 13 авг. С. 7; Забозлаева Т. Режиссерский век // Веч. Петербург. 1998. 25 авг. С. 3. Арх.: РГИСИ. Ф. 352. Оп. 4. Д. 10. Л. 183–191; Оп. 28-к. Т. 4. Л. 14–29. Забозлаева, Т. Даусон А.Н. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 250-251.