Вернуться
Козлова Августа Яковлевна, артистка
Козлова Августа Яковлевна, артистка
Персоналия
Козлова Августа Яковлевна
Годы жизни
04.02.1899, Казань - 29.11.1966, Москва, похоронена на Даниловском кладб.
Вид деятельности
Артистка
Звание
Заслуженная артистка РСФСР (1955)
Период работы в театре
Биография
Урожденная Аросева. Брат - русский революционер, советский партийный деятель, сотрудник советских спецслужб, дипломат и писатель Александр Яковлевич Аросев. Племянницы - артистки Елена и Ольга Аросевы. Награждена орденом «Знак Почета» (1939), медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За оборону Ленинграда». Окончила в 1925 ГИТИС (класс Б.М. Сушкевича и А.П. Петровского). Выступать на сцене начала в 1926 в Театре Замоскворецкого Совета (руководители Сушкевич и Петровский), исполняла роли: Юлинька («Доходное место»), Лиза («Горе от ума»), Анна Андреевна («Ревизор»), Дунька («Любовь Яровая»). С 1930 по 1932 служила в МХАТ 2-м. Признание получила как характерная комедийная актриса в ролях: Евпраксея («Тень освободителя»), Трощина («Чудак»), унтер-офицерская вдова («Униженные и оскорбленные»). На сцене АТ Козлова играла характерные комедийные и драматические роли, сначала — молодые и возрастные, затем — возрастные и «старух»: Агафья Тихоновна («Женитьба»), хозяйка корчмы («Борис Годунов»), Анфиса («За чем пойдешь, то и найдешь»), Тайга («Банкир»), Крупская («Ленин»), Марфа Петровна Сафонова («Русские люди»), Домна Пантелевна («Таланты и поклонники»), Кирилловна («Великий государь»), Харитоновна («За тех, кто в море!»), Притыкина («Варвары»), Анна Ильинична Каурова («Завтрак у предводителя»), Анна Андреевна («Ревизор»), Манефа («На всякого мудреца довольно простоты»), Дарья Ивановна («Пучина»), Бармашова Анна Васильевна («Суровое счастье»), Кабанова («Гроза»). Учитель Козловой писал о «Талантах и поклонниках»: «Из исполнителей особенно следует отметить кровных представителей театра Островского А.Я. Козлову и К.С. Калиниса. Эти двое свободно плавают в родной стихии быта. У обоих сильны и добродушие, и лихость. А.Я. Козлова особенно остра в сцене соблазна, когда Великатов рисует перед ней картины богатой жизни. Трогательно и жутко борясь с соблазном, ведет она последний разговор с дочерью» (Ленинградская правда. 1945. 23 мая. — Б. Сушкевич). В ст. о «Ревизоре» отмечалось: «А.Я. Козлова — правдивая и типичная городничиха. В образе Анны Андреевны артистка выделяет ее тщеславие и любопытство, завистливость и жадность» (Вечерний Ленинград. 1952. 5 марта. — Е. Кузнецов). Сушкевич и театральные обозреватели причисляли актрису к числу ведущих мастеров АТ. «Козлова — яркая бытовая актриса, умеющая великолепно носить костюмы героинь Гоголя и Островского, рельефно передавать все нюансы и интонации чудесной русской речи, свойственной этим драматургам, и точно найденными деталями остро характеризовать создаваемый образ» (РО библиотеки СТД СПб. Инв. № 1555-М (Биография А.Я. Козловой; Л. д. А.Я. Козловой). Козлова была режиссером-ассистентом спектакля «Обыкновенная история». Другие роли: Дашенька («Свадьба»), Параська («В степях Украины»), мисс Пирс («Пигмалион»), Фекла («Урок дочкам»), Акопова («Доброе имя»), бабушка Антонида Васильевна («Игрок»), Квашня («На дне»), Филицата («Правда — хорошо, а счастье лучше»), санитарка («Доброта»). Лит.: Программы АТ; Репертуар АТ (ук.); Мануйлов В. «Ревизор» на сцене Театра драмы им. А.С. Пушкина // Правда. 1952. 26 марта; Золотницкий Д. Лучшие одноактные пьесы — на большую сцену // Сов. иск-во. 1952. 12 апр.; К присвоению почетных званий артистам Академического театра драмы им. А.С. Пушкина. А.Я. Козлова // Ленинградские театры. 1955. № 43. С. 7; МХАТ Второй (ук.). Арх.: АТ (Л. д. А.Я. Козловой). Сбоева, С. Козлова А.Я. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 361.