Лауреат Государственной премии (1946).
Награжден орденом «Знак Почета» (1939), медалями «За оборону Ленинграда» (1946) и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.» (1946).
Родился и вырос в семье, известной в Киеве своими культурными традициями. Интерес к театру возник в гимназические годы, когда Кожич принимал участие в любительских спектаклях своего брата — Ивана Платоновича Чужого. С 1916 учился на юридическом факультете Киевского университета, но не окончил его.
В 1918 в Костроме поступил в драм. студию (она же — автономный передвижной театр РСФСР, или Театр студийных постановок) при губнаробразе и познакомился с А.Д. Поповым, учеником Станиславского и Немировича-Данченко, актером и режиссером Первой студии, приехавшим в Кострому специально для организации нового театра по принципам системы Станиславского. Кожич присоединился к Попову в реализации этических и эстетических основ МХТ, выступал как актер (Фрезер в «Потопе», Ричард Даджен в «Ученике дьявола», Фигаро, Скапен). В Костроме в 1921 состоялась первая режиссерская работа Кожича — «Проделки Скапена».
В 1923 Кожич по приглашению брата переехал в Киев и стал главным режиссером и актером Театра-студии, художественным руководителем которой был И.П. Чужой. По сути, это была молодежная самодеятельная сцена, ориентированная на просвещение и профессионализм. Оба брата в режиссуре, воспитании, в руководстве театром ориентировались на МХТ. В Студии ставились пьесы новой современной драматургии и классика. Несколько спектаклей Студии поставлены совместно Кожичем и Чужим — «Невероятно, но возможно» В. Плетнева (к 6-й годовщине революции), в т.ч. «Гибель „Надежды“», «Потоп», «Проделки Скапена», «Смерть Пазухина». В этих работах видны индивидуальные особенности Кожича-режиссера: смелые сценические метафоры, гиперболизм, стремление переосмыслить классику с позиций современности. «Интерес Кожича к зрелищной стороне спектакля, неуемность фантазии не подавляли его внимания к внутреннему миру человека» (Рабинянц Н. Владимир Кожич. Л.; М. 1964. С. 31).
Студия прекратила свою работу в 1929, и Кожич вернулся в Кострому, в Государственный драматический театр им. А.Н. Островского, где работал актером и постановщиком. Там Кожичем поставлены «Враги», «Блокада», «Чудак» (Кожич исполнял роль Бориса Волгина). Второй костромской период закрепил репутацию Кожича как талантливого современного режиссера.
В 1931 уехал в Ленинград. Сначала работал в Красном театре, в 1934 — поставил первый спектакль в АТ, а также работал в ТРАМе (1935), в Театре им. Ленинского комсомола (Л) назначен художественным руководителем (1936). В Ленинграде им сделаны: «Повесть о солдате», «Чертова свадьба» (Красный театр); «Проделки Скапена», «Начало жизни» (ТРАМ); «Земля» (Театр им. Ленинского комсомола); «Дон Сезар де Базан», «Очень приятно» (Драматический театр); «Закон зимовки», «Кандидат партии» (БДТ). Работал в Псковском обл. театре драмы («Александр Пушкин», 1949); в 1944–1946 — художественный консультант Ленинградского драматического театра.
Особое место в творчестве Кожича занимал АТ. Это была встреча с труппой высокого ранга, с мастерами, с традицией, что имело важное значение в развитии его режиссерской индивидуальности. Работая в театрах Ленинграда, Кожич сплотил вокруг себя талантливых актеров разных поколений, с которыми в сезоне 1933/34 осуществил на Малой сцене АТ пост. «Мольбы о жизни», «Вершин счастья», «Чудесного сплава» с Рашевской, Черкасовым, Горин-Горяйновым, Честноковым, Борисовым, Карякиной.
Каждый из спектаклей Кожича в АТ становился событием, даже «огромным событием», как писала критика о «Лесе». Общее реалистическое решение спектакля (которое воспринималось как антитеза мейерхольдовскому «Лесу»), актерские удачи (Буланов — Черкасов, Улита — Корчагина-Александровская, Гурмыжская — Мичурина-Самойлова, Несчастливцев — Юрьев, Счастливцев — Горин-Горяйнов, Аксюша — Рашевская, Петр — Борисов) были крупным достижением актерской школы АТ и его новой режиссуры.
«Фронт» сделан был в спешном порядке в Новосибирске в 1942. Конфликт двух братьев Ивана (Жуковский) и Мирона (Толубеев) Горловых — это конфликт «косного и передового», но также неприятного и обаятельного. К месту пришлись знамена, военные марши, слова об орденах. Спектакль попал в точку и воспринимался как правда об армии.
«Победители» — монументальный и романтический спектакль, где слиты мир человека и общества. По жанру он был «победной эпопеей». «Неистовая динамика фронтовой обстановки» (Кара С. Образы победителей. Л., 1947. С. 60) показана через строгую, штабную дисциплину общения командования и адъютантов. Три генерала — Муравьев (Симонов), Пантелеев (Толубеев), Кривенко (Б. Жуковский) — три разных характера в гармонии общей цели, в движении к победе.
Среди талантливых режиссеров своего поколения Кожич выделялся спокойным и взвешенным реализмом. За годы работы в АТ поставил сп. «Таланты и поклонники» (1938), «Дон Кихот» (совм. с А. Даусоном, 1941), «Фронт» (совм. с Даусоном), «Победители» (1946), «Заговор обреченных» (1949), «Горячее сердце» (совм. с Даусоном, 1942), «Живой труп» (1950), «Пучина» (1955, завершен Даусоном после смерти Кожича).
Актеры, художники (как правило, соавтором Кожича выступал А. Босулаев) для Кожича — полноправные участники общего поиска. Кожич по-своему интерпретировал давно разработанные и имевшие успех пьесы, открывал забытые произведения, как это произошло с «Пучиной». Каждый его спектакль возникал на основе проб и импровизации, в конкретной работе с каждым из участников, и в результате постановки АТ славились актерским ансамблем, а исполнители создавали незабываемые образы, такие как Дон Кихот и Санчо Панса (Черкасов и Горин-Горяйнов), генерал Муравьев и Федор Протасов (Симонов), Маша, Абрезков (Лебзак и Малютин в «Живом трупе»), Кисельников, Кисельникова, Лиза, Боровцов (А. Борисов, Рашевская, Мамаева, Толубеев в «Пучине») и др.
«Живой труп» в постановке Кожича заключен в круг интимных переживаний. Герой спектакля — благородный и романтичный человек в прозаическом, пресном обществе. Основная идея режиссера — виновность всех трех главных действующих лиц: Протасова, Лизы, Каренина. Финал запоминался так и не встретившимися руками Федора и Маши, спасения не произошло. Спектакль Кожича в целом был итогом скрупулезной и вдохновенной разработки всего сценического действия, от главной роли до эпизода и массовых сцен.
Он предпочитал работать сразу на сцене, незаметно вовлекая актеров в коллективную «лепку» сценической формы. Так Кожич работал всегда. В «Горячем сердце» делался акцент на добрых силах нации — от Параши с Гаврилой (П. Митрофанова, Т. Алешина, А. Борисов) до Хлынова (Ю. Толубеев).
Долго вынашиваемый «Дон Кихот» — неудачен по судьбе (началась война), но удачен по исполнителям (Черкасов и Горин-Горяйнов). Настроение серьезности, мудрости, печали, идущие от инсценировки М. Булгакова, переданы в спектакле. Кожич считал, что в искусстве требуется концентрация, заострение. Режиссер помогает сбросить актеру «одежды стыдливости», чтобы избежать штампов.
Каждый новый замысел Кожичем обдумывался помногу лет. После него остались планы и разработки «Любови Яровой», он хотел поставить «Гамлета», «Чайку», «Игрока», «Дни нашей жизни», «Два брата».
Соч.: Показать полноценного человека // Смена. 1934. 10 нояб. С. 4; Заметки режиссера // Театр. 1938. № 1. С. 111–112; «Победная эпопея»: (Евг. Кузнецов. «Победители») // Культура и жизнь. 1946. 20 нояб. С. 3.
Лит.: ТЭ; Репертуар АТ (ук.); Дрейден С. Новый «Лес» // Лит. Ленинград. 1936. 17 дек. С. 3–4; Державин К. Правда великого драматурга // Известия. 1940. 11 мая; Берковский Н. Рыцарь Печального Образа // Иск-во и жизнь. 1941. № 4. С. 23–26; Капралов Ю. «Живой труп» // Ленингр. правда. 1950. 6 мая; Гвоздев А. Островский на сцене ленинградских театров. Л.; М., 1957. С. 50–51; Иванова В. Владимир Кожич // Портреты режиссеров. Вып. 4. Л., 1986. С. 38–71; Багров П. Режиссер неявных концепций // ИД. 2006. № 2; Сюжеты, 2. С. 524–542.
Горфункель, Е. Кожич В.П. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 357-358.
Читать далее