Вернуться
"Ещё комедия с дядюшкой, или Водевиль с племянником", Григорьев (Григорьев 1-й, Григорьев ст.) П.И., 09.12.1846
"Ещё комедия с дядюшкой, или Водевиль с племянником", Григорьев (Григорьев 1-й, Григорьев ст.) П.И., 09.12.1846
Название спектакля
"Ещё комедия с дядюшкой, или Водевиль с племянником"
Дата премьеры
Жанр
Водевиль в 1-м действии
Площадка
Александринский театр. Основная сцена
Время создания
Редакция спектакля
Бенефис артиста П.И. Григорьева 1-го
История создания
«Господину Григорьеву удалось раз написать очень счастливый водевиль под названием «Комедия с дядюшкой», который, благодаря искусной игре артистов доныне держится на сцене. В дружку к этому водевилю ему вздумалось теперь написать другой и дать ему название «Еще комедия с дядюшкой», и он сделал это очень хорошо, потому что это повторение старой идеи на новый лад смотрится и слушается с удовольствием. Дядюшка Фома Фомич, живший долго по торговым делам за границею, по приезде в Россию хочет поиспытать своих племянничков и будущих наследников и для этого является в свой дом под видом своего управляющего. Один из его племянников такой скоромный, приветливый, деликатный, тихий, так что кажется водой не замутит; другой, напротив, повеса, кутила, буян, так что хоть святых неси вон. По испытании оказывается, что в тихом омуте черти водятся: племянник-скромник ничто иное, как волк в овечьей шкуре, который добирается до дядюшкиной кассы и больше ничего. А племянник-сорвиголова - малый благородный, который в дяде любит больше человека, чем капиталиста. Это иногда случается в жизни, хотя не всегда кончается, как в водевиле. У г. Григорьева добродетель награждена рукой хорошенькой и богатой невесты, а порок наказан - лишением наследства. Назидательно и весело. В этом водевиле г. Мартынов в первый раз сыграл для него совершенно новый и весьма трудный характер - добродушного повесы хорошего тона - и сыграл, как только может сыграть великий художник. Первая сцена его появления, сцена за столом, когда мнимый управитель предлагает за деньги склонить дядю в его пользу и лишить наследства его брата, и, наконец, последняя сцена, в которой он по-своему вымаливает у дяди прощения брату, - созданы и выполнены с мастерством неподражаемым. Сколько правды и простоты во всех движениях! Как верно выливается весь характер в малейших оттенках! как сильны эти простые, но полные искреннего чувства сцены! Здесь у г. Мартынова явилась даже веселость, элемент комизма, которым его природа не наделила. Роль Расторгуева - одна из лучших созданий нашего гениального артиста и может служить образцом сценического постижения и высокого искусства! В той же пьесе явилась молоденькая воспитанница Театрального училища, госпожа Жулева, которая обещает, если только одушевлена любовью к своему искусству, весьма полезную и милую артистку для нашей сцены. Орган ее приятен, в выражении виден природный ум и старание войти в положение представляемого лица, физиогномия ее одушевлена, голос звучный, хотя не слишком обширный, и много внутреннего чувства проглядывает в местах патетических. Водевиль наш сильно нуждается в хороших актрисах на молодые роли: госпожа Жулева в этом отношении весьма отрадное явление. Надо только пожелать, чтобы она развивалась самобытно, а не увлекалась подражанием образцам прославленным, но в сущности весьма не изящным». (Ф. Кони. Театральная летопись //Репертуар и пантеон театров. 1847. Том I. С. 26-27)