Спектакль прошел 1 раз
Из «Театрального календаря» Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеки:
«29 октября 1825 года на сцене Большого (Каменного) театра состоялась премьера комедии-балета А. А. Шаховского «Батюшкина дочка, или Нашла коса на камень» на сюжет пьесы У. Шекспира «Укрощение строптивой».
В драматических переделках начала 1820-х годов у князя Александра Александровича Шаховского добавился новый образец для подражания – Уильям Шекспир. В оригинальном виде Шекспир появился только в 1830-е годы, до этого его пьесы переводились с французского. Как вспоминал актер П. А. Каратыгин: «С гениальным Шекспиром обращались тогда без церемонии, и чопорные французские переводчики воображали, что изящный вкус публики и сценические условия требовали непременно их услужливой реакции». «Батюшкина дочка», опыт переделки «Укрощения строптивой» «на современные русские нравы», стала самой удачной из всех «шекспировских пьес» А. А. Шаховского. С незначительными перерывами пьеса ставилась весь XIX век, вплоть до 1896 года, когда она увидела рампу в составе памятного спектакля, посвященного 50-летию со дня смерти А. А. Шаховского.
«У вдовы графини Березинской есть две дочери на выданье — младшая (добрая Лиза) и старшая (избалованная отцом Любовь Осиповна). Покойному мужу графиня пообещала не выдавать младшую до тех пор, пока не найдется жених для старшей. Однако из-за вспыльчивого характера последней их дом посещают только двое возможных претендентов — моряк Рагдаев, влюбленный в старшую сестру, и его друг князь Сицкий — поклонник младшей. За "тройную плату" к девицам приходят учителя, а также парикмахер-француз — все они, как и члены семьи, "терпят" от бешеного нрава Любови Осиповны. Ее исправлением занят Рагдаев, Сицкий же и горничная Маша ему помогают». Оригинально было поставлено второе действие комедии, которое происходит в театре и представляет собой волшебный балет с антрактами сочинения балетмейстеров Огюста и Ш.- Л. Дидло на музыку К. А. Кавоса. Декорация сделана как продолжение зрительного зала с ложами. Создавалась сложная пространственная композиция: зрители смотрели комедию, герои которой смотрели балет. Благодаря этому более естественно удалось сочетать, в одном представлении, комедию и балет. Последний был необходим, так как «Батюшкина дочка» сочинялась А. А. Шаховским для бенефиса двух балерин – Е. А. Телешовой и Н. А. Азаревичевой. Исполнители других ролей в балете: Н. О. Гольц (граф Альберт), Огюст (Яков, башмачник), Антонин (Генрих, родственник Марины). Третье действие переносится в дом графини Бразинской, роль которой исполняла Екатерина Ивановна Ежова – гражданская жена А. А. Шаховского. Также участвовали: Л. О. Дюрова (Любовь), Я. Г. Брянский (Рогдаев), И. И. Сосницкий (князь Сицкий). В конце спектакля был дан дивертисмент «В новом роде маскарад», где итальянская оперная певица Аделина Каталани пела русскую арию с хором и обе бенефициантки плясали под удалую русскую песню».
Читать далее