Вернуться
"Батюшкина дочка, или Нашла коса на камень", Шаховской А.А., 29.10.1825
"Батюшкина дочка, или Нашла коса на камень", Шаховской А.А., 29.10.1825
Название спектакля
"Батюшкина дочка, или Нашла коса на камень"
Дата премьеры
Жанр
Комедия-балет в 3-х действиях
Автор произведения
Шаховской Александр Александрович - Автор пьесы (На сюжет комедии У. Шекспира «Укрощение строптивой»)
Площадка
Большой (Каменный) театр (Санкт-Петербург)
Время создания
Редакция спектакля
Бенефис танцовщиц Телешовой меньшей и Азаревичевой большей
Создатели спектакля
Огюст (Балетмейстер)
Дидло Шарль Луи Фредерик (Балетмейстер)
Кавос Катерино Камилло Альбертович (Композитор)
Турик П. Ф. (Композитор)
Шелихов (Шелехов) Дмитрий Алексеевич (Композитор)
Показать все (7)
История создания
Спектакль прошел 1 раз Из «Театрального календаря» Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеки: «29 октября 1825 года на сцене Большого (Каменного) театра состоялась премьера комедии-балета А. А. Шаховского «Батюшкина дочка, или Нашла коса на камень» на сюжет пьесы У. Шекспира «Укрощение строптивой». В драматических переделках начала 1820-х годов у князя Александра Александровича Шаховского добавился новый образец для подражания – Уильям Шекспир. В оригинальном виде Шекспир появился только в 1830-е годы, до этого его пьесы переводились с французского. Как вспоминал актер П. А. Каратыгин: «С гениальным Шекспиром обращались тогда без церемонии, и чопорные французские переводчики воображали, что изящный вкус публики и сценические условия требовали непременно их услужливой реакции». «Батюшкина дочка», опыт переделки «Укрощения строптивой» «на современные русские нравы», стала самой удачной из всех «шекспировских пьес» А. А. Шаховского. С незначительными перерывами пьеса ставилась весь XIX век, вплоть до 1896 года, когда она увидела рампу в составе памятного спектакля, посвященного 50-летию со дня смерти А. А. Шаховского. «У вдовы графини Березинской есть две дочери на выданье — младшая (добрая Лиза) и старшая (избалованная отцом Любовь Осиповна). Покойному мужу графиня пообещала не выдавать младшую до тех пор, пока не найдется жених для старшей. Однако из-за вспыльчивого характера последней их дом посещают только двое возможных претендентов — моряк Рагдаев, влюбленный в старшую сестру, и его друг князь Сицкий — поклонник младшей. За "тройную плату" к девицам приходят учителя, а также парикмахер-француз — все они, как и члены семьи, "терпят" от бешеного нрава Любови Осиповны. Ее исправлением занят Рагдаев, Сицкий же и горничная Маша ему помогают». Оригинально было поставлено второе действие комедии, которое происходит в театре и представляет собой волшебный балет с антрактами сочинения балетмейстеров Огюста и Ш.- Л. Дидло на музыку К. А. Кавоса. Декорация сделана как продолжение зрительного зала с ложами. Создавалась сложная пространственная композиция: зрители смотрели комедию, герои которой смотрели балет. Благодаря этому более естественно удалось сочетать, в одном представлении, комедию и балет. Последний был необходим, так как «Батюшкина дочка» сочинялась А. А. Шаховским для бенефиса двух балерин – Е. А. Телешовой и Н. А. Азаревичевой. Исполнители других ролей в балете: Н. О. Гольц (граф Альберт), Огюст (Яков, башмачник), Антонин (Генрих, родственник Марины). Третье действие переносится в дом графини Бразинской, роль которой исполняла Екатерина Ивановна Ежова – гражданская жена А. А. Шаховского. Также участвовали: Л. О. Дюрова (Любовь), Я. Г. Брянский (Рогдаев), И. И. Сосницкий (князь Сицкий). В конце спектакля был дан дивертисмент «В новом роде маскарад», где итальянская оперная певица Аделина Каталани пела русскую арию с хором и обе бенефициантки плясали под удалую русскую песню».