Настоящая фамилия Дюр, по мужу Каратыгина.
Сестра Н.О. Дюра. После смерти матери воспитывалась в семье тетки, известной петербургской танцовщицы Е.И. Колосовой, которая и определила девочку в петербургское императорское Театральное училище. Дюрова была талантливой ученицей кн. А.А. Шаховского. После окончания училища 2 мая 1821 дебютировала в роли Агнесы в комедии Мольера «Школа женщин». «Если можно себе представить идеал прелести и грации на сцене, то это была Дюрова» (Арапов. С. 303). Затем сыграла Бетти в комедии «Молодость Генриха V» и роль Евгении в комедии в стихах «Ревнивая жена». Шаховской возлагал на начинающую актрису большие надежды. Многие современники считали ее красоту идеальной, но не все разделяли это утверждение. Арапов восторгавшийся ею как актрисой, вынужден был признать, что «в глазах ее блестела какая-то особая привлекательность и бархатная прелесть в гармоническом ее голосе, а между тем Дюрова далеко не была красавица, была даже несколько ряба» (Там же. С. 351). Однако бесспорным оставалось то, что в ней было столько жизни и привлекательности, «столько наивной прелести в ее глазах и улыбке, что она превосходила всех красавиц» (Там же. С. 304).
К числу достоинств актрисы относили и ее голос, безукоризненную дикцию. Но главное было все же не во внеш. данных Дюровой, наиболее важным талантом в ней считалось умение быть разнообразной в своих ролях. Дюрова была одинаково хороша и в роли простодушной девушки, и в образе великосветской красавицы, привлекала к себе внимание и в маске кокетки, и в обличье дамы высшего общества. Ее игра была удивительно естественной, но в то же время и внешне эффектной. Дюрова была мастерицей читать стихи. Буквально с первого выхода на сцену она сделалась любимицей петербургской публики. Каждая роль Дюровой становилась событием и принималась зрителем с восторгом. В 1821 она сыграла Розину в «Севильском цирюльнике», Миранду в «Буре». В роли Гурли в комедии «Индейцы в Англии» при каждом выходе Дюровой приветствовали аплодисментами, а по окончании устраивали такие овации, которых «публика редко удостаивала молодых актрис» (Там же. С. 305).
В 1822 ее репертуар расширился: ей поручали и главные роли, и небольшие эпизоды. Но эпизоды были не для нее: «… маленькая роль служанки Като не позволила ей вполне показать своего таланта, которым она пленяла нас уже несколько раз», — писал критик о ней в водевиле «Феникс, или Утро журналиста» («Благ.». 1822. № 10. С. 406). Дюрова много играла в пьесах Шаховского («Женщина-полковник», «Тетушка, или Она не так глупа» и др.).
Разноплановость таланта Дюровой позволяла ей одинаково хорошо играть как в водевилях, так и в комедии, трагедии. Она запомнилась современникам в трагической роли Антигоны («Эдип в Афинах»). Но все же роли-травести, такие, как Елизар («Принцесса Требизондская, или Остров немых»), ей удавались больше. Дюрова смело справлялась со сложными задачами. В драме «Наталья, боярская дочь» она создала достоверный образ главной героини, сложный и противоречивый характер. Дюрова оказалась в числе первых русских актрис, воплотивших на сцене пушкинские женские образы. Сыграла Наину в «Руслане и Людмиле», Марию в «Керим Гирее, Крымском хане», переделках пушкинских поэм. «Публика приветливо принимала и прелестную, юную Марию (Дюрову), которой дикция достигала высокого совершенства в этой роли» (Арапов. С. 374). Дюрова удачно и по любви вышла замуж за актера и водевилиста П.А. Каратыгина, была счастлива в семейной жизни. Все говорило о том, что актрису ждет впереди еще более громкая слава. Но жизнь Дюровой оказалась под угрозой из-за быстро развивающейся чахотки. Ее смерть была неожиданна для всех и тяжело переживалась современниками.
Лит.: Брокгауз; Арапов. С. 303–306, 310, 313, 315, 316, 320, 322, 324, 325, 330, 332, 336, 337, 340, 343, 344, 347, 351–354, 358, 362, 364, 365, 370, 372, 373, 379, 384; Вольф, 1. С. 8, 15, 19, 39; Каратыгин (ук.).
Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 3683.
Лопатин, А. Дюрова Л.О. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 276-277.
Читать далее