Настоящая фамилия Григорьев.
Родился в чиновничьей семье, получил весьма скудное образование, в 14 лет поступил на службу в Сенат переписчиком, заслужил чин коллеж. регистратора (14 класс), а в 1809 — губернского секретаря (12 класс), но увлечение театром заставило покинуть службу и под фамилией Брянский поступить в «молодую труппу» императорского театра, организованную А.А. Шаховским, здесь Б. «находится при всей труппе на аксессуарных ролях» (Арапов. С. 20). Б. в классе декламации получил первые навыки актерской игры и стал любимым учеником А.А. Шаховского.
Б. был широкоплеч, красив, обладал правильными чертами лица, поэтому на начальном этапе карьеры играл множество костюмных ролей: Видостан в комич. опере «Русалка», Солиман в комедии «Солиман II, или Три султанши», Шекспир в комедии «Влюбленный Шекспир». До 1815 выступал в ролях молодых любовников в комедиях и водевилях. Играл эмоционального и порывистого ревнивца в драме «Хижина, спасенная казаком, или Признательность»; молодого человека и одержимого страстью к игре Безрассудова в комедии «Преступник от игры, или Братом проданная сестра»; скромного, чувствительного и нерешительного Пронского в комедии «Урок кокеткам, или Липецкие воды»; Ломоносова в опере-водевиле «Ломоносов, или Рекрут-стихотворец», где раскрылись возможности актера во владении голосом: «Брянский, олицетворявший Ломоносова, был очень патетичен и прекрасно читал многие строфы из его сочинений» (Там же. С. 233).
В 1815 успешно дебютировал в трагедии, в роли Фарана, сына старого араба Абуфара, одержимого страстью к родной сестре Селиме («Абуфар, или Арабское семейство»). Часто заменял А.С. Яковлева в эпизодических ролях, а после его смерти к Б. отошли все первые роли Яковлева и др. гл. роли в трагедиях. В 1820 в связи с приходом в труппу В.А. Каратыгина Б. был вынужден перейти на роли злодеев, стариков и благородных отцов и мириться с положением второго актера.
Б. был одним из последних представителей классицизма на русской сцене, игра его отличалась эффектной и торжественной картинностью выразительных поз и жестов. «Все роли Брянский исполнял прекрасно, а в тех местах, которые не требовали большого увлечения и пылу, мог даже назваться превосходным» (Жихарев. С. 627). «В Брянском нет главного: того, что мы называем душою, жаром, чувством, что никак не зависит ни от громкого выговора, ни от шумных восклицаний» (СО. 1820. Ч. 26. No 23. С. 178. — А.А. Жандр). Б. «владел прекрасными голосовыми средствами и умением выразительно читать» (Бураковский С. Очерки истории русской сцены в биографиях ее главных деятелей. СПб., 1877. С. 37). Гл. упор Б. делал на правильную декламацию, долго репетируя роль и стремясь добиться выразительности и музыкальности произносимого текста. Такая манера с течением времени все более и более устаревала: «Брянский прекрасный актер, но он не отстает от старинной школы, которая требовала одной декламации, и потому между его игрою и игрою прочих артистов резкое несогласие... выгода не на стороне Брянского» (Иллюстрация. 1846. 21 дек. С. 764).
Трагический репертуар Б. включал в себя произв. Корнеля, Расина, Вольтера, Шекспира, Озерова, А.С. Хомякова, Я.Б. Княжнина, С.Н. Глинки, А.П. Сумарокова, П.Г. Ободовского, Н.А. Полевого.
В 1819 Б. играл роль Горация-младшего в трагедии Корнеля «Горации», роль благородного и мужественного воина, к-рый отказался от любви ради спасения родины и до конца остался верным долгу. В трагедиях Расина Б. играл Амана («Эсфирь», 1820), Ахилла («Ифигения в Авлиде», 1822) и Терамена («Федра», 1823). Гордый Аман одержимо жаждал мести. Ахилла в его исполнении «природа не одарила... геройским видом» («Благ.». 1822. Ч. 17. No 5. С. 198 — Любитель театра). «Роль Терамена, сама по себе сухая и незаманчивая... прекрасно была сыграна г. Брянским, а смерть Ипполита рассказана им превосходно» (СО. 1823. Ч. 89. С. 254. — О.М. Сомов).
В трагедиях Озерова играл роли Старна («Фингал», 1820), Полиника («Эдип в Афинах», 1821) и др. «Брянский играл Старна очень хорошо. Месть была во взорах, в движениях его. <...> Мрачным, злобным, хитрым, заглушившим в душе своей все добродетели желанием мести... таковым мы виде- ли Брянского» («Благ.». 1822. Ч. 20. No 46. С. 254. — М.А. Яковлев). Его Полиник «о брате... говорил с яростью, о сестре с нежностью: голос, лицо, положение, все соответствовало словам» («Благ.». 1821. Ч. 15. No 18. С. 321 — Любитель театра). К творчеству Шекспира Б. обращался на протяжении мн. лет своей артистической карьеры, нередко выступая и как переводчик («Жизнь и смерть Ричарда III»). В Ричарде он «и морально, и физически передал... тирана Англии верно. Мы видели гнусно-хитрого злодея, жертвующего всем, что есть для человека священного, чтобы похитить корону» (СП. 1833. 3 февр.). «С каким демонским равнодушием, обольстителен он в первой сцене с леди Анною, которая, не успев еще предать земле прах мужа, падает в объятия убийцы, увлеченная его магнетическим взором, его коварными словами. С каким хитрым смирением, скромен он в сцене предложения о престоле, как красноречиво молчалив в сцене с матерью и Елизаветою! Взор его говорит. Но верх его торжества в последнем акте, когда он требует коня. <...> Тут и страх, и надежда, и отчаяние; тут все страсти, знакомые злодею честолюбцу, сливаются в один звук, и этот звук глубоко западает в душу зрителя» (СП. 1835. 6 февр. — В.М. Строев).
С успехом играл и в драм. ролях, к-рые стали преобладать в репертуаре актера после 1830-х. Одна из лучших ролей — Миллер в драме Ф. Шиллера «Коварство и любовь». Современник замечал: «Я не могу забыть его голоса в роли Милле- ра, когда чувство оскорбленного отца вырывается у него из души. Брянский, по науке и по инстинкту, знает сердце человеческое и умеет его трогать за чувствительную струнку» (СП. 1836. 28 февр. — Ф. В. Булгарин). Роль банкира Корнелия («Заколдованный дом») он играл с 1836 и до конца жизни. «Главная идея роли Корнелиуса — жадность к деньгам — была повсюду выдержана г-м Брянским с удивительной верностью и приличием» (ЛПРИ. 1837. 12 июня. С. 229).
Удачно выступал и в комедии: капитан морской службы Раг- даев («Батюшкина дочка, или Нашла коса на камень»), морской офицер Хвалистской («Урок лжецам, или Жених на час»), Дорант («Игра любви и случая»), Рославлев («Притвор- ная неверность»), князь («Урок женатым» А.А. Шаховского), граф Крутон («Мизантроп» Ф.Ф. Кокошкина) и др.
С 1832 по 1837 обучал декламаторскому и актерскому искусству воспитанников петербургского императорского Театрального училища.
После перерыва в службе (1842–1846) играл свой старый репертуар.
В 1853 перед масленицей заболел холерой и скончался.
Лит.: Брокгауз; Геннади; РБС; БСЭ; ТЭ; Черейский; Арапов. С. 211, 215, 216, 222, 223, 225, 227, 233, 235, 237, 239, 242, 243, 247–249, 251–253, 257, 263, 268, 271, 274, 275, 277, 278, 281, 289, 292, 295, 299, 301, 302, 304, 306, 309, 310, 315, 318–321, 327, 328, 333, 335–337, 342–344, 346, 347, 351–354, 356, 358, 359, 362, 364, 367–374, 378, 379, 384; Вольф, 1. С. 2–4, 7, 16–18, 21, 22, 24, 25, 27, 28, 31–34, 39, 44, 45, 47, 51, 52, 59–61, 71, 76, 79, 80, 102, 118, 121, 132, 136, 152, 157, 159, 161, 162; Вольф, 2. С. 71, 82, 92, 128, 136, 145, 154, 164, 176, 188; Вольф, 3. С. 63; Некр.: СП. 1853. 24 февр.; РХЛ. 1853. 1 апр. No 10. С. [4–5]; ОЗ. 1853. No 3. Отд.7. С. 100; Яков Григорьевич Брянский // «Пантеон». 1853. Т. 9. Кн. 6. С. 35–46; Бураковский С. Очерки истории рус. сцены в биографиях ее гл. деятелей. СПб., 1877. С. 29–38; Максимов. С. 3, 4, 6, 8, 21, 24, 26, 167, 175, 216, 227, 266; Некрасова Е.С. Яков Григорьевич Брянский // Артист. 1893. No 30. С. 71–84; Бертенсон С. Дед рус. сцены. Пг., 1916 (ук.); Жихарев (ук.); Каратыгин (ук.); Григорьев (ук.); Панаева А.Я. (Головачева). Восп. М., 1986 (ук.); Панаев И.И. Лит. восп. М., 1988 (ук.); Владимирова, Кулиш. С. 189–211.
Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 608; ОР РНБ. Ф. 291. No 49.
Лысов, В., Ряпосов, А. Брянский Я.Г. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 132-133.
Читать далее