Внебрачная дочь директора имп. театров А.А. Майкова и Е.Л. Азаревичевой, бывш. танцовщицы крепостного театра гр. С.Г. Зорича. Окончила петерб. имп. ТУ, ученица А.А. Шаховского по его «молодой труппе». Дебютировала 12 окт. 1821 в роли Лизы («Мужья волокиты»). В «молодой труппе» исполняла роли служанок. По мнению Р.М. Зотова, «с прекрасною наружностью соединяла она много ума и чувства. Судя по живости и ловкости, казалось, что судьба создала ее чудесною субреткою, — но она начала испытывать свое дарование и в ролях драматических» (Репертуар рус. театра. 1840. Т. 2. Кн. 9. С. 41).
Была отмечена как «талантливая и бойкая актриса, которую готовил Шаховской и на другие амплуа — молодых принцесс в трагедии» (Арапов. С. 307). В 1822 выступила в роли Поликсены («Поликсена»): «Нельзя было отказать молодой актрисе в даровании, но талант ее значительно уступал таланту А.М. Колосовой» (Там же. С. 328). По окончании спектакля публика стала вызывать В.А. Каратыгина, но «Семенова, привыкшая разыгрывать сценическую повелительницу, вывела Азаревичеву и, отступив несколько шагов назад, безмолвно объяснила публике, что слава этого приема должна относиться к ее ученице» (Там же). Среди недовольных оказался П.А. Катенин, громко выразивший свое возмущение. После инцидента ему было запрещено бывать на представлениях с Семеновой вследствие жалобы великой актрисы гр. М.А. Милорадовичу.
К сер. 1820-х А. стала исполнять характерные роли субреток в «серьезных» комедиях отеч. репертуара. В 1825 с успехом представила роль Даши («Урок дочкам»). В 1831 первой сыграла Лизу в «Горе от ума». Ф.В. Булгарин писал об этом: «Лизу играла слишком холодно г-жа Азаревичева и не умела выказать блесток остроумия в стихах автора» (СП. 1831. 10 февр.). А.А. Майков принимал активное участие в устройстве сц. судеб сестер Азаревичевых. С прекращением его директорских полномочий (1825) стало ослабевать и могущество Шаховского. А. не смогла себя реализовать вполне ни в трагических, ни в комических ролях: «…она не знала, к чему решительно обратиться, и разнообразием своих занятий повредила усовершенствованию в каком-нибудь роде» (Репертуар рус. театра. 1840. Т. 2. С. 41). Талант ее скорее был пригоден для промежуточного жанра. Кроме того, она не была способна составить конкуренцию А.М. Колосовой.
Др. роли: Арикия («Федра»), Пальмира («Магомет»), Ифигения («Ифигения в Авлиде»), Кризотемния («Электра и Орест»), Офелия («Гамлет»), Лизетта («Игра любви и случая»), Семелла («Семела, или Мщение Юноны»), Зерцелла («Алепский горбун, или Размен ума и красоты»), Адель («Любопытная, или Догадка невпопад»), Груша («Урок лжецам, или Жених на час»), Флора («Генрих IV»), Тереза Килей («Фальстаф»).
Лит.: ТЭ; Арапов. С. 319, 327, 338, 339, 342–344, 346, 351, 354, 363, 364, 369, 372, 373, 376, 378–380; Вольф, 1. С. 3, 6, 21; Каратыгин (ук.); Давыдов В. Н. Рассказ о прошлом. Л.; М., 1962 (ук.).
Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 3640; 4468.
Васильева, С. Азаричева М.А. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 65.
Читать далее