Персоналии
Ежова (Ежова большая) Екатерина Ивановна, артистка
Ежова (Ежова большая) Екатерина Ивановна, артистка
Персоналия
Ежова (Ежова большая) Екатерина Ивановна
Годы жизни
1788, Санкт-Петербург - 10(22).12.1836, Санкт-Петербург, похоронена на Волковском кладб.
Вид деятельности
Артистка
Период работы в театре
Биография
Воспитанница петербургского императорского Театрального училища. Ученица А.А. Шаховского. Летом 1805 зачислена в труппу императорского театра на амплуа вторых субреток. Затем играла роли комических старух и старых барынь. Гражданская жена А.А. Шаховского. В 1803 дебютировала в роли Лизетты («Вертопрах»). После окончания училища играла в Молодой труппе служанок и крестьянок; была хорошей Николиной («Мещанин во дворянстве»). По совету Шаховского вскоре перешла на роли старух, которые ей удавались лучше. В 1827, после смерти Х.Ф. Рахмановой, к Ежовой перешли «все амплуа комических старух и демихарактерных матерей в комедиях, драмах, операх и водевилях» («Пантеон». 1847. Т. 1. С. 111. — П.А. Смирнов). По словам современника, Ежова «очень хорошая актриса для ролей комических старух, злых спорщиц и крикуньев» (Свиньин П.П. Достопамятности Санкт-Петербурга и его окрестностей. СПб., 1997. С. 345). В отзыве на комедию Шаховского «Урок кокеткам, или Липецкие воды» Ф.В. Булгарин писал: «Ежова играла старуху, т.е. роль, в которой она была неподражаема» («Пантеон». 1843. Кн. 1. С. 115). Среди ее ролей: мадам Кюре («Модная лавка»), Радугина («Вечеринки ученых»), Вельская («Пустодомы»), Кирбитова («Чванство Транжирина, или Следствие Полубарских затей»), Ксантиппа («Аристофан, или Представление комедии „Всадники“»), Марцелина («Свадьба Фигаро»). А.Е. Измайлов отмечал, что «г-жа Ежова б… хотя не так искусно поет, но играет с успехом довольно значительные роли» («Благ.». 1822. № 49. С. 28. — прим. изд.). Автором большинства пьес ее репертуара был Шаховской, который не только старался чаще выпускать на сцену Ежову, но и ставил пьесы в ее бенефисы. П.А. Каратыгин вспоминал: «Ежова… имела грубый, резкий голос, и он для нее всегда сочинял очень эффектные роли сварливых, болтливых старух. …Где в пьесе была нужна, что называется, бой-баба, там Ежова была совершенно на своем месте» (Каратыгин. С. 76). В литературно-артистических кругах был широко известен «чердак» Ежовой–Шаховского. Его посещали Грибоедов, Пушкин, Крылов, Загоскин; собирались за круглым столом, за которым обыкновенно разливала чай Ежова. Др. роли: Хандрина («Не любо не слушай, а лгать не мешай»), Холмская («Какаду, или Следствие Урока кокеткам»), Брюзгина («Ворожея, или Танцы духов»), г-жа Гримардо («Суженого конем не объедешь»), Графиня («Тетушка, или Она не так глупа»), Бригадирша («Карантин»), Доротея («Фальстаф»). Лит.: Черейский; Арапов. С. 161, 182, 202, 226, 234, 239, 249, 258, 268, 276, 279, 281, 293, 298, 299, 303, 306, 310, 329, 330, 338, 344, 349, 352, 362, 364, 368, 376, 378, 379, 384; Вольф, 1. С. 1, 6, 21, 31. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 1457, 1873, 3376. Майданова, М. Ежова Е.И. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 281.
Cпектакли
"Аристофан, или Представление комедии Всадники”, 1825 (Ксантиппы, жена Сократа)