Вернуться
"Недоросль", Фонвизин Д.И., 24.09.1882
"Недоросль", Фонвизин Д.И., 24.09.1882
Название спектакля
"Недоросль"
Дата премьеры
Жанр
Комедия в 5-ти действиях
Автор произведения
Фонвизин Денис Иванович - Автор пьесы
Площадка
Большой (Каменный) театр (Санкт-Петербург)
Время создания
Редакция спектакля
К 100-летию первой постановки пьесы
Создатели спектакля
Григорьев Павел Алексеевич (Художник по костюмам)
История создания
Спектакль прошел 13 раз в сезоне 1882/1883 гг. Из «Ежегодника Императорских Театров». Сезон 1891/1892 гг.: «24 сентября 1882 года столетие «Недоросля» было отпраздновано в Санкт-Петербургском Большом театре торжественным спектаклем. Перед бюстом Д.И. Фонвизина было прочтено написанное к этому дню стихотворение Д.Д. Минаева и спектакль был возвещен особыми афишами с портретом Фонвизина и с воспроизведением афиши первого представления». (ЕИТ. Сезон 1891/1892 гг. С.389-390). Из дневника С.И. Смирновой-Сазоновой. 1882 г.: «24 сентября. Столетие «Недоросля»! Юбилейный спектакль в Большом театре, где два яруса отданы учебным заведениям. Всё битком, многие рвались, но билетов не достали. В антрактах оркестр русской оперы. При электрическом освещении актеры увенчивают бюст Фонвизина». Из «Ежегодника Императорских театров». 1913 г. выпуск 2: «24 сентября состоялось чествование столетия со дня первого представления «Недоросля», «этой комедии» как писалось в то время, «имеющей общественное значение и представляющей прототип «Горя от ума» и «Ревизора», хотя и стоящей ниже их в художественном отношении». Вот описание этого чествования в Большом театре: Посреди сцены возвышался бюст Фонвизина работы художника Берншатама, окруженный артистками и артистами русской труппы с управляющим этой труппою А.А. Потехиным во вгаве. Артист Горев прочел стихотворение Минского... После чтения стихотворения Минского состоялось увенчание бюста венками, затем А.А. Потехин прочел адрес, полученный дирекцией театров от 2 отделения Академии Наук и, наконец, был поставлен в обстановке и костюмах той эпохи «Недоросль». Исполнение пьесы не удовлетворило критиков того времени, которые отмечали, что «исполнение далеко не оправдало ожиданий, вызванных тем, что все, даже самые мелкие роли были розданы первым сюжетам» - артисты императорской сцены не сумели сыграть «Недоросля», лучше всех был господин Арди, игравший Кутейкина».