Вернуться
Киселевский Иван Платонович, артист
Киселевский Иван Платонович, артист
Персоналия
Киселевский Иван Платонович
Годы жизни
07(19).01.1839, Казань - 22.04(04.05).1898, Петербург, похоронен на Митрофаниевском кладб., в 1940 прах перезахоронен в Некрополе мастеров иск-в Александро-Невской лавры.
Вид деятельности
Период работы в театре
1879 — 1884, 1887 — 1889
Биография
Из дворян Киевской губернии. Вырос в состоятельной семье. Учился в Морском кадетском корпусе. Служил во флоте. Вышел в отставку в чине мичмана. Работал старшим нотариусом окружного суда в Курске. В Курске дебютировал под псевдонимом Зорин (Подколесин в «Женитьбе», 1869). В 1871 оставил службу и постоянно играл в театрах Курска, Одессы, Киева и других городов (труппы В.А. Кандаурова, В.Ф. Рокотова, С.С. Иваненко, Н.К. Милославского). Ранний период деятельности Киселевского охарактеризован в «Воспоминаниях о театре (1867–1897)» С.Г. Ярона (Киев, 1898. С. 279–283). В 1882–1888, 1891–1894 — артист Театра Корша; с 1894 до 1898 — киевского театра Н.Н. Соловцова. В АТ дебютировал в «Старом барине», наследуя одну из популярных ролей В.В. Самойлова, затем сыграл Диковского в «Блуждающих огнях». А.А. Плещеев в своих воспоминаниях писал: «Несмотря на почтенный возраст, когда Киселевский вступил в труппу Александринского театра, он представлялся совершенно юношей…» (Плещеев. С. 70). Плещеев нарисовал живой портрет артиста, общительного, быстро сдружившегося с труппой и в то же время склонного вышучивать артистов и драматургов, из-за чего часто наживал себе врагов. Жизнерадостный, беззаботный, транжира — таким он запомнился мемуаристу. «Репертуар Ивана Платоновича, — писал Плещеев, — был так обширен, что он сам не перечислил бы сыгранных им ролей» (Там же. С. 73). Наиб. известные роли Киселевского: Агишин («Женитьба Белугина»), Ашметьев («Дикарка»), Несчастливцев, Вышневский, Телятев («Бешеные деньги»), также Скалозуб, Кречинский, Лебедев («Иванов»). Очень высоко оценивал его игру Ю.М. Юрьев: «Киселевский, помимо своего таланта, обладал исключительными данными для ролей его амплуа — амплуа так называемых благородных отцов. Все дышало в нем благородством: и его импозантная внешность, и манера держать себя. Он был высокого роста, выше обычного, сухощав, великолепно владел своей фигурой, был пластичен в движениях, говорил низким красивым баском органного звука, а на сцене, кроме того, обладал редким артистическим покоем…» (Юрьев. Т. 1. С. 148). Юрьев называл Киселевского своим «крестным отцом» в театре, оставил выразительные литературные зарисовки актера в ролях Вышневского, Скалозуба, Кречинского. В роли Скалозуба, полагал Юрьев, «равного Киселевскому нет» (Там же. С. 149–150). Став актером, Киселевский продолжал бывать в светском обществе. Современники называли его «барином на сцене», известная комическая старуха Е.И. Левкеева прозвала «губернатором». Барственность особенно сказывалась в таких ролях, как: Кречинский, герцог Альба («Граф де Ризоор»), Президент («Коварство и любовь»), Опольев («Старый барин»), хотя он играл и Митрича во «Власти тьмы». Многие отмечали: он умел незначительный драматургический материал наполнить смыслом. В то же время сослуживцы упрекали артиста в незнании ролей и в том, что он слишком полагался на импровизацию, суфлера и собственное обаяние. Об этом пишет, в частности, Плещеев. Юрьев в «Записках» оправдывал актера плохой от природы памятью. Там же описывается, как Киселевский был публично унижен управляющим АТ А.А. Потехиным, этот инцидент привел к окончательному разрыву артиста с АТ, хотя П.П. Гнедич утверждает: во времена Потехина подобные разборки на труппе были типичными. Автор некролога Киселевского подчеркивал, что артист никогда не прибегал ни к пафосу, ни к шаржу, видел в его игре «победу простоты и естественности» (Альбом: Посвящается деятельности Н.Н. Соловцова по случаю 25-летия артистической деятельности. Киев, 1902. С. 5). Лит.: Брокгауз; ТЭ; Вольф, 3. С. 68, 70, 71, 73–75, 97; Глама-Мещерская А.Я. Восп. С. 271–272, 361–362; Кугель А.Р. И.П. Киселевский // ТиИ. 1898. № 17. С. 329–330; Плещеев. С. 70–73; Юрьев (ук.). Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 5. Д. 1432. Соколинский, Е. Киселевский И.П. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 350-351.