Происходила из актерской семьи, родоначальники которой выступали в крепостном театре князя Н.Г. Шаховского в Нижнем Новгороде. Старшая сестра Стрелковой Хиония Ивановна Стрелкова 1-я (по мужу Таланова) с 1860 по 1880 входила в труппу московского Малого театра. С детских лет Стрелкова (тогда Стрелкова 4-я) в качестве танцовщицы участвовала в дивертисментах Нижегородского театра. В 1852 дебютировала как драматическая актриса в Казанском театре, снятом антрепренером Н.К. Милославским. Роли Марии Стюарт («Мария Стюарт»), Эсмеральды («Эсмеральда»), Вероники («Уголино»), Катерины («Гроза»), Лизаветы («Горькая судьбина») и др., сыгранные здесь, составили основу ее репертуара.
Наибольшим успехом пользовалась в трагических ролях. «В исходе 50-х и начале 60-х годов А.И. Стрелкова была на высоте своей славы, — вспоминала П.А. Стрепетова. — Ее огромный талант-самородок достиг тогда полной зрелости, и по всему протяжению Волги, от Твери до Астрахани, имя этой даровитой артистки гремело из конца в конец. В нашей семье она считалась идеалом актрисы и женщины, вследствие чего... мать приводила ее как пример нравственной безукоризненности, а я поставила себе непременной задачей походить на нее» (Жизнь и творчество трагической актрисы. Л.; М., 1959. С. 142–143).
После Казани Стрелкова выступала в театрах Орла, Саратова, Одессы, Киева и других городов России. А.И. Шуберт, работавшая со Стрелковой в орловской антрепризе И.Ф. Новикова, писала: «Вот — первый талант самородок, который я встретила, второй — Стрепетова, а больше не видала. Стрелкова не получила никакого образования, еле умела читать, на читки никогда не являлась, но с первой репетиции уже знала свои роли» (Моя жизнь. Л., 1929. С. 231). В «Марии Стюарт» Стрелкова исполняла роль Марии, а Шуберт, по вводу, — Елизаветы. «В сцене свидания двух королев я залюбовалась Стрелковой. Она видела [Аделаиду] Ристори и ловко подражала ей. Черное бархатное платье скрывало ее полноту, известная шапочка Марии Стюарт и пепельного цвета букли так шли к ее большим серым глазам. А главное, голос! голос! <...> Да, для нее одной стоило ставить сильные трагедии. Да много ли их? Стрелкова тяготилась играть пустые пьесы» (Там же. С. 232–233).
В 1870-е актриса перешла на возрастные роли. Выступала в театре московского Артистического кружка. В 1872 входила в труппу Народного театра на Политехнической выставке в Москве.
В 1878 Стрелкова добилась дебюта на сцене АТ в ролях Мурзавецкой («Волки и овцы»), Жмигулиной («Грех да беда на кого не живет»), Кубыркиной («Беда от нежного сердца»). Имела успех, но в труппу зачислена не была.
После второго дебюта в роли княгини Таисии («Свекровь», 1882), вошла в труппу АТ. Исполняла по преимуществу роли старух. В репертуаре Стрелковой были: Мурзавецкая («Волки и овцы»), Простакова («Недоросль»), Пошлепкина («Ревизор»), Марфа Кабанова («Гроза») и др.
После ухода из АТ вновь работала в крупных провинциальных городах. С 1891 по 1892 служила в московском императорском Малом театре. Скончалась в Убежище престарелых сценических деятелей.
Лит.: ТЭ; Вольф, 1. С. 63; Гнедич. С. 12, 15, 19; Николаев Н. Драм. театр в Киеве: Ист. очерк: (1803–1893). Киев, 1898. С. 52, 61–63, 78, 79, 81, 98, 99, 101; Некр.: ТиИ. 1912. No 5. С. 99.
Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 2. Д. 24968; ЦГАЛИ СПб. Ф. 89. Оп. 1–1. Д. 2. Л. 27 об.
Сбоева, С. Стрелкова А.И. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 692.
Читать далее