Вернуться
"Где тонко, там и рвётся", Тургенев И.С., 10.12.1851
"Где тонко, там и рвётся", Тургенев И.С., 10.12.1851
Название спектакля
"Где тонко, там и рвётся"
Дата премьеры
Жанр
Комедия в 1 д.
Автор произведения
Тургенев Иван Сергеевич - Автор пьесы
Площадка
Александринский театр. Основная сцена
Время создания
Редакция спектакля
Бенефис артистки Н.В. Самойловой
История создания
Из «Театрального календаря» Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеки. 10 декабря 2022 г.: «10 декабря 1851 года на сцене Александринского театра в бенефис Надежды Васильевны Самойловой состоялась премьера комедии в 1 действии Ивана Сергеевича Тургенева «Где тонко, там и рвется». И. С. Тургенев с детства наблюдал, как воплощалась в жизнь народная мудрость, в частности, поговорка «Где тонко, там и рвется». Взаимоотношения родителей были одним из примеров: отец писателя, отставной разорившийся офицер, женился на деньгах властной помещицы. Отношения в семье, где не было ни любви, ни уважения, привили мальчику страх перед институтом семьи. Его возлюбленной и матерью единственного ребенка писателя стала белошвейка Дуняша. Иван Сергеевич хотел на ней жениться, но его мать не позволила состояться неравному браку, а Дуняшу срочно выдала замуж. Название своему произведению писатель дал, чтобы акцентировать внимание читателей и зрителей на внутренней психологической проблеме главного героя. Пословица означает, что дела, в которых нет четкости и ясности, пущенные на самотек, в самый неподходящий момент могут принести беду или привести к катастрофе. Евгений Андреевич Горский, избегая честного диалога с Верой, а прежде всего, с самим собой, потерял отношения с девушкой, которая ему нравилась. Страх перед переменами в жизни, которые должны последовать за браком, не дал герою принять окончательное решение. Интересен отзыв А. П. Чехова о комедии в его письме от 24 марта 1903 года к О. Л. Книппер: «"Где тонко, там и рвется" написано в те времена, когда на лучших писателях было еще сильно заметно влияние Байрона и Лермонтова с его Печориным; Горский ведь тот же Печорин. Жидковатый и пошловатый, но все же Печорин».* Пьеса была поставлена в числе других шести одноактных комедий и водевилей в присутствии самого Тургенева. Известный водевилист и режиссер Н. И. Куликов 10 декабря 1851 года записал под впечатлением спектакля в своем дневнике: «Бенефис Н. В. Самойловой. Афиша чудесная! Шесть разных штук, спектакль кончился в 1-м часу… но увы… сбор был очень мал, в сравнении с прежними бенефисами. Лучше всех пьеса Тургенева "Где тонко, там и рвется"... В. Самойлова и Максимов 1 превосходно выполнили свои роли. Хотя и нет в пьесе настоящей комедии по пошлым правилам драматургии, — зато сцены исполнены жизни, ума и чувства».* В дневниковых записях речь идет об исполнении Верой Васильевной Самойловой роли 19-летней Веры Николаевны Либановой. Важнейшим этапом в артистической судьбе Самойловой стала ее встреча с драматургией И. С. Тургенева. Подлинными театральными событиями 1851 года явились для зрителей ее тургеневские персонажи — Дарья Ивановна («Провинциалка») и Вера Николаевна («Где тонко, там и рвется»). Не случайно именно в 1851 году критик констатировал: «Два главных качества г-жи В. Самойловой: женственность… и задушевность… качества, очень редко встречаемые в русских артистках».* Евгения Горского блестяще сыграл Алексей Михайлович Максимов. На сцене Александринского театра он сформировался как комедийный и водевильный актер. Ценя Максимова 1 прежде всего за комедийное дарование, критики отмечали, что актер может, придав роли «оттенок смешного фатовства», создать тип «комический, но не карикатурный». К сожалению, пьеса после еще двух представлений была снята с репертуара. Анонимный автор театрального обзора, характеризуя произведение Тургенева как «прекрасную комедию», заключал свой детальный пересказ ее содержания следующими словами: «Судя по тому, что эта пьеса явилась на сцене года три после того, как была напечатана, можно заключить, что она писана не для сцены. В ней, в самом деле, очень мало сценического, очень мало того, что поражало бы всех, нравилось бы всем. В ней также есть много длиннот, очень занимательных и даже необходимых в чтении, но утомительных на сцене. Вот почему эта пьеса произвела сомнительное впечатление, несмотря на то, что была прекрасно разыграна. Г-жа Самойлова 2-я и г-н Максимов очень верно поняли свои роли и сумели с большим искусством передать их психологическую сторону».*