Дочь драгунского штабс-капитана, своекоштная воспитанница петерб. имп. ТУ (1831–1839) была зачислена в труппу АТ в 1839 без определенного амплуа: «где приказано будет» (РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 8285. Л. 1). Начинала еще в ученические годы с водевильных молодых девушек: Надя («Поездка в Царское село по железной дороге»), Лесвия («Притчи, или Эзоп у Ксанфа»). Почти сразу появились и надолго остались в репертуаре комедийные «жены» (жена смотрителя училищ, «Ревизор») и «вдовы» (Аглаева, «Воздушные замки»). Выступала и как драм. наперсница, в осн. при героинях М.Д. Дюр (Фатьма, «Керим Гирей, Крымский хан»; Гигис, «Александр Македонский»). Приходилось ей бывать тенью («Камоэнс, или Слава и нищета»), «одним из гостей» («Интересный случай, или Художник и завещание») и даже принимать участие в сц. сражениях («День падения Миссолонги»). С конца 1840-х персонажи В. начали стремительно стариться: если девушка, то «отцветших лет» («Дружеская лотерея с угощеньем»), если жена, то «старая купчиха» («Горка на именинах, или Анекдот с четырьмя тузами»), а наперсница уже не подруга, но дуэнья («Эспаньолетто, или Отец и художник»). «Возрастные» роли, унаследованные от Ю.Н. Линской (Фрозина, «Скупой»; Гутенахт, «Натуральная школа»; Бендерина, «Бедовая девушка» и др.), Е.Я. Сосницкой (Бояркина, «Беда от нежного сердца»; г-жа Моро, «Порыв и страсть, или Два женские сердца» и др.), Е.И. Гусевой (няня, «Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский»; мамка, «Ермил Иванович Костров» и др.), значительно обогатили репертуар актрисы яркими и разнообразными характерами, зачастую первого плана, и в конце концов прочно закрепили за ней амплуа «комич. старухи».
Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 9763.
Цимбалова, С. Волкова О.А. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 177.
Читать далее