Урожденная Куликова, по 2-му мужу Савина.
Сестра актера и режиссера Н.И. Куликова и актрисы А.И. Шуберт. 1-й муж — актер московского Малого театра Илья Васильевич Орлов (наст. фам. Копылов), 2-й — коммерции советник, городской голова г. Осташков Федор Кондратьевич Савин.
Воспитанница московского императорского Театрального училища. В 1833–1845 — служила в Малом театре. В 1845–1850 — играла в Одессе и Киеве. В 1851 была зачислена в АТ на роли благородных матерей и светских дам. Выступала в драмах, комедиях и водевилях. После окончания училища Орлова играла в водевилях и легких комедиях, выступала в ролях простодушных и невинных, а иногда и травести. В водевиле Н.И. Хмельницкого «Суженого конем не объедешь, или Нет худа без добра» актриса исполнила роль г-жи Гримардо, а в комедии «Свадьба Фигаро» играла ветреного, мечтательного Керубино.
По свидетельству современника, она «восхищала… московскую публику» (Григорьев. С. 46) в роли Майко в одноименной драме, а в 1837 сыграла Офелию («Гамлет»). Дуэт Орловой и Мочалова–Гамлета пользовался большим успехом. Среди ее лучших ролей Вероника («Уголино»), Луиза («Коварство и любовь»). После исполнения роли Корделии («Король Лир») она стала, по замечанию В.Г. Белинского, «замечательною артисткою и для драмы, и для комедии» (Т. VIII. С. 533).
Но современники отмечали у нее недостаток чувства, которое она порой подменяла сентиментальностью. Ее сестра А.И. Шуберт вспоминала: «…Темперамента она была холодного, но брала тонким и умным исполнением деталей и была общей любимицей» (Моя жизнь. Л., 1929. С. 31–32).
В 1839 и 1841 Орлова выступала в АТ, играя преимущественно в трагедии и драме: Офелия («Гамлет»), Вероника («Уголино»), Клеменция «Жизнь за жизнь» Луиза де Линьероль в одноименной пьесе. Игра ее отличалась непринужденностью и простотой. Но в критике отмечалось, что актрисе не хватало глубины чувства.
После продолжительных провинциальных гастролей, вернувшись в 1851 на петербургскую сцену, Орлова, по мнению Г М. Максимова, «была более замечательна как актриса комическая» (Максимов. С. 74). Он считал, что она была превосходна в ролях Сурмиловой («Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка») и Закамской («Френолог и физиономист, или Шутка актрисы»).
По характеристике А.И. Вольфа, ее игра в 1850-е «не отличалась особым вдохновением или огнем, но всегда была тщательно отделана до самых малейших подробностей, а потому в ролях кокеток и интриганок она нравилась гораздо более» (Вольф, 1. С. 152): Сандаракова («Жених из Ножовой линии»), Салова («Минутное заблуждение»), Наталья Дмитриевна («Горе от ума»), Советница («Бригадир»), Гонерилья («Король Лир»).
В пьесах Островского Орлова сыграла Арину Федотовну («Не в свои сани не садись»), Софью Ивановну («Не сошлись характерами!»), Анну Ивановну («Бедность не порок»). Критик П.М. Шпилевский писал, что «она не в силах освободиться из-под влияния холодно-рассчитанной дикции и фальшивого положения в тех пьесах, где должна олицетворяться чистая действительность и естественность положения» (МиТВ. 1856. № 13. С. 247).
Другие роли: Агата («Денщик»), Груня («Двумужница, или За чем пойдешь, то и найдешь»), Завьялова («Невесте сорок лет, приданого сто тысяч»), Женни («Пансионерка»), Агнесса («Отец и дочь»), Джулия («Беда от сердца и горе от ума»), Жюли («Гаррик во Франции»), Авдотья Дмитриевна («Где мед, там и мухи»), Пелагея Дмитриевна («Семейное дело»), Прасковья Александровна («Петербургские шалуны»), Марианна Дюваль («Наполеоновский генерал, или Муж двух жен»), г-жа Дюмениль («Вот что значит влюбиться в актрису!»).
В 1855 находилась в Крыму, 3 месяца была в Севастополе в разгар осады, работала сестрой милосердия; награждена медалью «За храбрость».
Соч.: Орлова-Савина П.И. Автобиография. М., 1994.
Лит.: Брокгауз; РБС; ТЭ; Вольф, 1. С. 78, 95, 159, 161, 167, 175, 176; Вольф, 2. С. 178, 190, 210–211; Вольф, 3. С. 8–12, 22, 25, 99.
Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 2. Д. 13170; РГАЛИ. Ф. 19. Д. 874.
Майданова, М. Орлова П.И. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 526.
Читать далее