Вернуться
"Не так живи, как хочется", Островский А.Н., 12.01.1855
"Не так живи, как хочется", Островский А.Н., 12.01.1855
Название спектакля
"Не так живи, как хочется"
Дата премьеры
Жанр
Драма в 3-х действиях
Автор произведения
Островский Александр Николаевич - Автор пьесы
Площадка
Александринский театр. Основная сцена
Время создания
Редакция спектакля
Бенефис артиста А.Е. Мартынова
История создания
Действие происходит в Москве, в конце XVIII столетия, на масленице Спектакль шел 3 раза в сезоне 1854/1855 гг. В АТК, статским советником цензором И. А. Нордстремом помечено: «Одобряется к представлению. С. Петербург. 18 ноября 1854 года». Эта рукопись была режиссёрской, в ней сделано много служебных записей, а на её последнем листе рукой Островского написано: «1854 год. Октября 31 дня». А.И. Вольф в обзоре театрального сезона 1854/1855 гг. отметил, что драма «Не так живи, как хочется», «несмотря на многие патетические сцены, поразила...публику своим реализмом. Драма в кабаке и пьяная героиня показалась многим профанацией искусства» (Хроника петербургских театров. С конца 1826 до начала 1855 года. Ч. І.С П б ., 1877. С. 175). Петербургские критики оценили сюжет пьесы Островского как неудовлетворительный, тем не менее, по заключению P.М. Зотова, от «совершенного падения» её спасла «отличная» актёрская игра (Р.3. Театральная хроника // Северная пчела. 1855. № 18. 24 янв. С. 85). Выигрышной получилась сцена между Дашей и Васей в первом акте (W. Театральная хроника // СПбВед. 1855. № 17. 22 янв. С. 2). Актёр П.И. Зубров «был замечательно хорош в роли Васи: в игре его нельзя было не заметить истины и жизни». А.М. Читау «вела всю эту сцену превосходно». Правда, критик не избежал замечания: «...напрасно только она так много размахивала руками, чтобы выразить отчаяние Дарьи». В. В. Самойлов был «очень хорош» в роли Агафона, П. С. Степанов «недурно» исполнил роль Петра. Вместе с тем петербургская сцена не увидела талантливого решения образа Груши. Однако критик «Санкт-Петербургских ведомостей» не винил актрису Е. М. Левкееву «за неудачное воспроизведение» образа Груши на сцене: в этой роли есть драматизм, но «у автора он постоянно отзывается фальшивой нотой» (Там же). А.И. Вольф менее критично отнёсся к работе Левкеевой, считая, что роль Груши — «первое серьёзное создание этой талантливой артистки» (Вольф А.И. Хроника петербургских театров...С. 175). Зрители, как отмечает P. М. Зотов, «вызывали Читау, Мартынова, но вызов автора не был поддержан» (Театральная хроника // Северная пчела. 1855. № 18. 2 4 янв. С. 85). По мнению другого критика, в душе образованного зрителя спектакль оставил «тягостное впечатление» (W. Театральная хроника // СПбВед. 1855. 22 янв. № 17. С. 2). Автор «Не так живи, как хочется», считает рецензент «Библиотеки для чтения», переходит «из ряда лучших драматических писателей в ряды... скромных неизвестностей», а сама пьеса «упала сначала на московской сцене и, конечно, не подымется и на петербургской» (Петербургский житель. Заметки петербургского жителя // БдЧ. 1855. Т. 129. Февраль. Смесь. С. 163). А.А. Григорьев был уверен, что «Не так живи, как хочется» «положительно зарезали на сцене — не только на петербургской, но даже отчасти на московской, — потому что Петра Ильича и там играл “драматист” хоть и бесконечно даровитый из... “ржанцев”1, но всё-таки драматист, стало быть герой в некотором роде — и драме не воскреснуть, пока трагик в роде П. Васильева не олицетворит со всей правдой и простотою широкого типа поэта. Драма при том создана слишком тонко вообще, в чём и сценическая ошибка Островского...» (Русский театр в Петербурге // Эпоха. 1864. № 3. С. 230). До закрытия театров в 1855 г. на полгода пьеса была сыграна три раза.