Вернуться
"Божий цветник", Косоротов А.И., Петровский А.П., 01.12.1905
"Божий цветник", Косоротов А.И., Петровский А.П., 01.12.1905
Название спектакля
"Божий цветник"
Дата премьеры
Жанр
Комедия в 3-х действиях
Автор произведения
Косоротов Александр Иванович - Автор пьесы
Площадка
Александринский театр. Основная сцена
Время создания
История создания
Спектакль прошел 7 раз в сезоне 1905/1906 гг. Из «Театрального календаря-265» Санкт-Петербургской государственной театральной билиотеки: «Комедия Косоротова «Божий цветник», посвященная взаимоотношениям, царившим в богемных кругах, 1 декабря 1905 года была представлена на сцене Александринского театра с Николаем Ходотовым и Марией Савиной в главных ролях. Слава пришла к герою пьесы художнику Василию Рощину в то время, когда мечта о ней почти растаяла. Много лет переживая нужду, одиночество, презрение более успешных собратьев по цеху, он, как сам считал, создавал новое направление в искусстве. Единственным человеком, верившим в успех Рощина и поддерживавшим его все эти годы, была простая девушка по имени Зоя. Именно ей однажды приснился чудный сон, в котором все мужчины представали прекрасными цветами, а женщины — очаровательными бабочками. Конечно же, присутствовал в этом сне и ее Васенька. Только привиделся он девушке вместе с двумя бабочками — одна из них была похожа на Зою, а вторая, роскошная, была ей не известна. Сон, рассказанный Зоей Василию Рощину, вдохновил его на создание большого полотна. На очередной выставке картина произвела фурор. Все присутствующие обратили внимание на сходство одной из бабочек, прильнувшей к напоминающему Рощина цветку, с местной знаменитостью, богатой и надменной Надеждой Боровицкой. Толпа ожидала, что взбалмошная дама устроит самонадеянному художнику скандал. Боровицкая же, увидев талантливо написанную картину, поняла, что, будучи запечатленной на холсте, обречена на вечность. Еще недавно Василий Рощин был одиночкой-отшельником, а теперь оказался в центре пристального внимания общества. Более всего его смущало нескрываемое расположение Боровицкой. Он считал себя неровней этой шикарной женщине. Давнишний знакомый Василия Рощина, по фамилии Торба, всячески старался сблизить художника с богатой дамой — ведь гениальный художник Рощин и состоятельная меценатка Боровицкая, соединившись, смогут сделать немало полезного для творческой жизни России. Забыв о Зое, Василий женится на Боровицкой. Надеясь победить академическую рутину и возродить художественную жизнь в стране, он открывает журнал «Божий цветик» и школу. К сожалению, вскоре Рощин начал замечать, что в журнале и школе поиски новых талантов и помощь им ушли на второй план, а силу и авторитет стала приобретать самодовольная посредственность. После долгих колебаний и мучительных размышлений Василий Рощин решил покинуть журнал «Божий цветик», который после ухода гения моментально превратился в заведение искусственных цветов. Александр Кугель, комментируя драматическое произведение Косоротова в журнале «Театр и искусство», писал: «В пьесе много сильных, местами талантливых сцен, с несомненностью свидетельствующих о литературном даровании автора». Но в итоге критик резюмировал, что пьеса, к сожалению, пришлась не ко времени. Пребывавшая в революционном угаре публика требовала иного искусства… В сезон 1905/06 года спектакль прошел на сцене Александринского театра семь раз. Более подробно о жизни и творчестве А. И. Косоротова, см.: http://lib.sptl.spb.ru/ru/nodes/3361-i-konferentsiya#.».