Выступал на сцене в провинции с начала 1890-х. Затем служил в Театре Корша (1894–1897, 1900–1903). Известность получил как исполнитель небольших и эпизодических ролей, использующий, в равной степени успешно, и наблюдательность, и воображение. Создания актера были узнаваемы и надолго запоминались благодаря тщательно отобранным, художественно выразительным деталям речевого и пластического рисунка. В АТ мастер эпизода Петровский изредка играл главные роли.
Лучшими его работами считались: Живновский («Смерть Пазухина»), Щебнев («Свадьба Кречинского»), князь Тугоуховский («Горе от ума»), Осип и Бобчинский («Ревизор»), 3-й мужик («Плоды просвещения»), фон Кальб («Коварство и любовь»), Епиходов («Вишневый сад»), Крутицкий («Не было ни гроша, да вдруг алтын»), Тартюф («Тартюф»), Автоном и Венедикт («Холопы»), Кочкарев («Женитьба»), Ревунов-Караулов («Свадьба»), Мамаев («На всякого мудреца довольно простоты»), Павел Сергеевич Щёткин («Дети Ванюшина»), Большинцов («Месяц в деревне»), Кулыгин («Три сестры»), Огрин, шут короля («Шут Тантрис»), судебный следователь («Живой труп»), Суслов («Завтрак у предводителя»), де Сильва («Уриэль Акоста»), Нароков («Таланты и поклонники»), Вожжин («Зеленое кольцо»).
В статье о сп. «Живой труп» С.М. Волконский отмечал: «Из всего огромного числа действующих лиц один только действительно живой образ — прекрасный по общему тону и по малейшим подробностям — и он был совершенно другой, чем в Москве. Это — судебный следователь, г. Петровский. Вот это актер, вот это жизнь. Отлично, отлично знакомы и это лицо, и этот голос, и эта пошловатость, и эта тонкая разница в обращении к мужчине и к женщине…» (Русская художественная летопись. 1911. № 14. С. 225).
Среди режиссерских работ Петровского в драматическом театре были: в АТ — «На всякого мудреца довольно простоты», «Уриэль Акоста», «Лес», «Канцлер и слесарь» (совм. с А.А. Саниным); в Театре Корша и Студии Малого театра — «Тартюф».
С 1915 по 1917 Петровский работал в киевском театре Н.Н. Соловцова; сезон 1917/18 — в Театре Корша, затем занимал пост главного режиссера в Никольском театре И.Г. Трабского (Москва). Следующий сезон служил в бывшем Театре Корша; в 1920/21 возобновлял сп. «Пиковая дама» в московском Большом театре, позднее ставил там же оперы советских композиторов — «Декабристы», «Тупейный художник» и классику — «Евгений Онегин», «Тоска», «Сорочинская ярмарка». С 1926 по 1929 работал в Замоскворецком театре; в 1927 поставил «Любовь Яровую» на арене Московского цирка; последние годы, 1932 и 1933, служил в Драматическом театре Ростова-на-Дону.
Был талантливым театральным педагогом. Начал преподавать в провинции в 1896; продолжил в Петербурге — на курсах Е.П. Рапгофа и в собственной Школе; заведовал драматической частью Музыкально-драматического института (бывшего Музыкально-драматического училища московского Филармонического общества), был преподавателем ЦЕТЕТИСа (ГИТИС) в Москве. Ю.М. Юрьев так характеризовал актера, режиссера и педагога: «Андрей Павлович Петровский — выученик Н.Н. Синельникова —ярый почитатель, пожалуй, эпигон своего учителя. Большой фантазией как постановщик не отличался. Зато у него имелись педагогические способности, и в этом отношении он приносил актерам пользу. Гораздо больший интерес представлял Петровский как актер на небольшие роли. Все до мельчайших подробностей до того типично и прямо выхвачено из жизни, что оставалось поражаться наблюдательности артиста!.. Он достигал результатов не одним только внешним видом или искусным гримом, которым, между прочим, владел в совершенстве, славясь как исключительный мастер-гример, но и органическим слиянием с самим образом изображаемого лица» (Юрьев. Т. 2. С. 168, 169).
В конце 1920-х снимался в небольших ролях в фильмах «Человек из ресторана» (1927), «Белый орел» (1928), «Ванька и „Мститель“» (1929), «Матрос Иван Галай» (1929), «Чины и люди» (1929).
Другие роли в АТ: Авраам Штроман («Жанина»), Халымов («Сердце не камень»), Коршунов («Бедность не порок»), Тихон Кабанов («Гроза»), Самоэл Гарднер («Доходы миссис Уоррэн»), Кругель («Игроки»), Собачкин («Собачкин»), Шабельский («Иванов»), Шмага («Без вины виноватые»), Милонов и Счастливцев («Лес»), князь Вяземский («Светлейший»), Аракчеев («Двенадцатый год»), Илья Иванович («Не так живи, как хочется»).
Лит.: ТЭ; Петров Н. В чем же суть воспитания режиссерской молодежи? // Театр. альманах. М., 1948. Кн. 7. С. 103 Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 5. Д. 2460.
Сбоева, С. Петровский А.П. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 554.
Читать далее