Жена — актриса АТ Н.Л. Тираспольская.
Сын купца 1-й гильдии. После приюта Принца Ольденбургского и учебы в реальном училище, где он отличался на школьных спектаклях, Яковлев окончил Драматические курсы петербургского императорского Театрального училища (1893, класс В.Н. Давыдова) и сразу вошел в труппу АТ. Особенно удавались ему комедийные и характерные роли, по преимуществу бытовые. В разные годы Яковлев «с успехом, хотя и подражательно, играл когда-то „боевые“ роли своего учителя» (ЕИТ. 1912/13. Вып. 7. С. 124): Бальзаминова (в трилогии о Бальзаминове, 1895–1896), Елесю («Не было ни гроша, да вдруг алтын», 1906), Дормидонта («Поздняя любовь», 1909).
Среди его ролей в 1-й период работы в АТ были: Капитон Титыч («В чужом пиру похмелье»), Фурио (<«Собака садовника» («Собака на сене»)>), Добронравов («Жизнь Илимова»), Григорий («Лакейская»), Малюта Скуратов («Василиса Мелентьева»), Брауншваге («Старый закал») и др.
Покинув сцену АТ, работал в театре К.Н. Незлобина в Вильне, в Театре Литературно-художественного общества у А.С.Суворина (сезон 1897/1898 гг.), в московском Малом театре (1898–1903).
По возвращении в АТ амплуа характерного актера Яковлева — «простак» — не изменилось. Но в его игре усилились драматические ноты. С годами он все успешнее выступал в драме, осваивал трагикомедию. Лучшими ролями актера в последние 10 лет жизни считались: Муромский («Свадьба Кречинского»), Лопахин («Вишневый сад»), Андрей Белугин («Женитьба Белугина»), Лебедев («Идиот»), Подхалюзин («Свои люди — сочтемся!»), Фамусов («Горе от ума»), Осип («Ревизор»). О чеховском персонаже А.Р. Кугель писал: «Лопахин — груб и дик... Но он честен, прям, логически неизбежен и неумолим, как посланник смерти. Он предупреждал. <...> В Лопахине г-на Яковлева было что-то сверхчеловечески неумолимое, роковое, мистическое, — и от этого на меня пахнуло ужасом» (ТиИ. 1905. No 40. С. 645). По мнению рецензента «Грозы», «достойным партнером г-жи Савиной — Катерины был г. С. Яковлев (Тихон). <...> ...Он не шаржировал и не буффонил... Это было настоящее, глубокое горе безвольного, забитого человека» (Петерб. газ. 1907. 1 сент. С. 3. — Омега [Ф.В. Трозинер]).
С 1906 по 1909 Яковлев — образованный актер, следивший за развитием литературы и театра, — преподавал на Драматических курсах, вместе с А.П. Петровским и А.А. Саниным основал частные театральные курсы. Он участвовал в нескольких турне артистов казенных театров по провинции и имел успех. «Ученик Давыдова, Яковлев унаследовал от своего учителя выпуклую, яркую манеру, отчетливую, превосходную дикцию, уверенность тона и определенность сценического рисунка» (ТиИ. 1912. No 21. С. 431. — Н.Н. [А.Р. Кугель]).
Другие роли в АТ: Разуваев («Дело»), Восмибратов («Лес»), Абдулин, Добчинский, Ляпкин-Тяпкин («Ревизор»), Нонанкур («Соломенная шляпка»), Форд («Виндзорские проказницы»), Чубуков («Предложение»), Битяговский («Смерть Иоанна Грозного»), Оргон («Тартюф»), Подколесин («Женитьба»), Лыняев («Волки и овцы»), Глеб Меркулыч («Правда — хорошо, а счастье лучше»), Кулыгин («Три сестры»), Семен Семенович Залешин («Светит, да не греет»).
Лит.: СПбГАТИ СИ (ук.); Смоленский [А.А. Измайлов]. АТ. Открытие сезона // БВед.1904. 31 авг. С. 3; Зигфрид [Э.А. Старк]. Эскизы // Петерб. вед.1907. 30 янв.; АТ. «Лес» // Речь. 1910. 1 сент. С. 4; Юрьев (ук.).
Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 5. Д. 3651.
Сбоева, С. Яковлев С.И. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 825-826.
Читать далее