Спектакль прошел 17 раз:
Сезон 1899/1900 гг. - 15 раз
Сезон 1900/1901 гг. - 1 раз
Сезон 1901/1902 гг. - 1 раз (спектакль с Высочайшего соизволения, в пользу «Кружка любителей художественного чтения и музыки в Санкт-Петербурге»)
Из аннотации к виртуальной выставке Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеки «Достоевский и театр». Ноябрь 2021 г.:
«Сходная с «Преступлением и наказанием» и «Братьями Карамазовыми» судьба постигла и инсценировки романа «Идиот». Впервые поданная в 1887 году переделка И.М. Познера «Настасья Филипповна» произвела крайне тяжёлое впечатление на цензора И. Е. Альбединского, который не мог допустить на сцене «нравственное безобразие всех выставленных автором лиц».
В последующие годы постоянно будет повторяться как основание к запрещению инсценировок по роману «Идиот» данная этим цензором характеристика: «Крайняя реальность творений Достоевского делает их почти всецело неудобными для сцены. Одно из самых неудобных для этой цели произведений покойного романиста — это „Идиот“. То тяжелое, безотрадное чувство, которое он вселяет в читателя, становится еще сильнее, когда перед зрителями проходят живые лица. Пессимистический взгляд на жизнь и общество Достоевского проявляется ярче, усугубляется при придаче его творениям драматической формы и делает из них какой-то сплошной протест против существующего общества».
Лишь в октябре 1899 года драматургам и театральным критикам Виктору Александровичу Крылову и Осипу Григорьевичу Этингеру, писавшего под псевдонимом Сергей Сутугин, удалось провести через цензуру свою инсценировку романа, которая уже 11 октября была поставлена в московском Малом театр, а меньше чем через месяц, состоялась премьера и в столичном театре.
Сценическая история романа Ф. М. Достоевского «Идиот» на подмостках Александринского театра состояла из 3 эпизодов и завершилась почти 100 лет назад. Впервые герои романа шагнули на сцену императорского театра 4 ноября 1899 года в постановке режиссёра Е. П. Карпова. Затем последовали возобновления 30 марта 1920 года и 25 мая 1927 года.
нения критиков о пьесе В. А. Крылова и С. Сутугина были крайне противоречивы: от утверждения, что, «постановщики без толку понадергали цитат из романа, связали их белыми нитками, присочинили безграмотный и грубый конец», до убеждения, что «пьеса не так слаба, как стараются выставить некоторые рецензенты». А. Р. Кугель считал, что авторы «крайне осторожно и осмотрительно допустили изменения, которые требовали условия сцены.
Нельзя не упомянуть, что московский Малый театр на 3 недели опередил Александринский театр и представил российскую премьеру «Идиота» 11 октября 1899 года.
Петербургский «Идиот» вышел много лучше московского, и не только не провалился, но и имел крупный успех.
А. Р. Кугель восторженно писал о том, что постановка произвела на него более сильное впечатление, чем роман. По его мнению, «Густо написанное в романе стало еще гуще в пьесе; экстаз стал еще экстатичнее, надрыв еще надорваннее. Драматическое действие — при том довольно искусно слаженное — подобно прессу сжало роман, выпустив из него всю воду и оставив только то крепкое, нерастворимое, что составляло его потайную сущность».
Особенно эффектно выглядели сцены с бросанием денег в камин и объяснения Настасьи Филипповны и Аглаи.
Рецензенты отмечали прекрасную игру актёров, прочувствовавших Достоевского и усиливших образы персонажей своим талантом. Главные роли в премьере 1899 года исполнили: князь Мышкин — Р. Б. Аполлонский, Настасья Филипповна — М. Г. Савина, Аглая — В. Ф. Комиссаржевская. Для Савиной роль Настасьи Филипповны стала одной из лучших в карьере».
Читать далее