Спектакль прошел 18 раз:
Сезон 1923/1924 гг. - 15 раз
Сезон 1924/1925 гг. - 3 раза
Из «Театрального календаря-265» Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеки:
8 февраля 1924 года на сцене Александринского театра состоялась премьера спектакля «Скандалисты» по пьесе «Ее первая пьеса» Бернарда Шоу в переводе Л. Е. Рахта, написанной драматургом в 1911 году.
Это был дебют режиссера Леонида Сергеевича Вивьена на академической сцене. В спектакле были заняты ведущие актеры театра...
С присущим ему остроумием, Шоу рассказал историю о том, как «отец разочаровался в дочери» и вынужден был признать тот факт, что ничего о ней не знает. По сюжету, молодая графиня Фанни написала пьесу, которая исполняется в присутствии 4- критиков. В этой пьесе Фанни описывает скандальный эпизод, связанный с тем, как несколько молодых чопорных мисс и мастеров попадают за дебош в полицию. Отец «драматурга-дебютанта», старый граф О’Дауда, с ужасом узнает, что все рассказанное в пьесе действительно произошло с его дочерью, которая оказывается суфражисткой и героиней уличного скандала (Программы театров // Музыка и театр. 1924. № 11 (25 марта). С. 11 / http://lib.sptl.spb.ru/ru/nodes/1597?query=скандалист.. ).
«Постановка задумана Л. С. Вивьеном в двух планах. Пролог и эпилог будут поставлены в стиле английского возрождения и будут происходить на просцениуме, для чего пишется специальный портал, сама же пьеса пойдет в манере современного гротеска в соответствующих декорациях.» (Хроника // Театр. 1924. 12 февр. С. 15. / http://lib.sptl.spb.ru/ru/nodes/1863-teatr-petrograd-.. /).
Особых похвал были удостоены костюмы и декорации, выполненные по эскизам и рисункам Андрея Андреевича Оля. «В этих декорациях отчетливо видна рука архитектора, большого мастера. В модернизированном виде использует он свои любимые мотивы — длинные диваны-скамьи с высокими спинками поставлены под углом вдоль стен, камины из кирпича и естественного камня, дощатые некрашеные полы, окна с мелкой расстекловкой. Но трактовка этого уютного и немного старомодного (форма высоких часов, кресла) интерьера звучит современно, в духе 20-х годов благодаря сдвинутым плоскостям стен, резкой графике обоев (синие полосы чередуются с белыми.)» (Быкова Г. Д. Андрей Оль / Мастера архитектуры. Ленинград: Стройиздат, 1976. С. 46-77).
Зрителям спектакль полюбился и шел с большим успехом. В сезоне 1923/1924 гг. «Скандалисты» прошли 15 раз, в сезоне 1924/1925 гг. 3 раза.
Критика также чрезвычайно благосклонно отнеслась к спектаклю. «Убедительно и остроумно выявлен конфликт между „отцами и детьми” путем противопоставления косности, автоматизма, схематизма — гибкости, подвижности, „жизненности”. Такое совмещение двух противоположных стилей (гротеск и реализм) здесь вполне уместно, ибо освещает драматургический замысел» (Мокульский С. Академическая драма («В царстве скуки», «Скандалисты») // Ленингр. правда. 1924. 7 марта; Леонид Сергеевич Вивьен : актер, режиссер, педагог : [сборник] / составитель и автор вступительной статьи В. В. Иванова. Ленинград : Искусство, Ленингр. отделение, 1988. С. 310).
Читать далее