Настоящая фамилия Псаров (Псарьян).
В 1880–1882 играл на любительской сцене в Тифлисе. С 1882, будучи студентом Петербургского университета (не окончил), выступал в любительских спектаклях в частных театрах и клубах Петербурга. В 1883 играл выходные роли в Театре Корша. В сезон 1884/85 начал регулярную профессиональную театральную деятельность, выступал в Тифлисе, в Петербурге и его пригородах, во многих провинциальных театрах. С 1889 на протяжении ок. 10 лет Дарский широко гастролировал по всей России в классическом репертуаре в ролях из произведений Шекспира, Шиллера, Гуцкова, Гюго и др. Играл Гамлета, Шейлока, Отелло, Ричарда III, Ромео, Лира, Франца Моора, Фердинанда, Уриэля Акосту, Рюи Блаза, Эрнани, Арбенина и многие другие роли, приобрел известность как провинциальный трагик. В 1893 выступил в роли Дмитрия Самозванца в сп. московского Малого театра «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский».
В Петербурге Дарский неоднократно гастролировал на разных сценах, в т. ч. и в Панаевском театре, где он впервые обратил на себя серьезное внимание публики как «даровитый» трагический актер в 1890. «Красивая, подвижная маска, приятный, сильный и гибкий голос, пластичность движений — как нельзя более подходят к передаче классического репертуара. …Он — актер головной и редко играет „нутром“, как делают по большей части все русские актеры. Каждая роль разучивается им до мельчайших деталей; молодой актер, видимо, всеми силами старается обуздать врожденную склонность к пафосу, которая, таким образом, проявляется только в моменты сильнейшего душевного потрясения» (Театр. мирок. 1891. 6 окт. № 40. С. 2–3).
В 1898 Дарский был приглашен в труппу МХТ, в которой прослужил до 1899, сыграв Андрея Шуйского в «Царе Федоре Иоанновиче», Шейлока в «Венецианском купце», Гемона в «Антигоне». Станиславский отмечал «чудный голос и темперамент», поразительное трудолюбие Дарского, критикуя его за склонность к ложной патетике и рутинным приемам и определяя его как актера, имеющего данные для исполнения характерных ролей (см.: Станиславский К.С. Собр. соч.: В 8 т. М., 1960. Т. 7. С. 127, 130–131, 140).
В 1900–1901 Дарский был антрепренером и художественным руководителем Ярославского театра, пытался привить в провинции художественные принципы МХТ. С этой целью пригласил в труппу молодежь, окончившую Музыкально-драматическое училище московского Филармонического общества и «близкую направлению МХТ», и составил «небольшую, но хорошо сыгравшуюся труппу, при помощи которой можно было бы обставлять спектакли по возможности художественно и цельно» (цит. по: В.Э. Мейерхольд. Наследие: [Вып.] 1. Автобиогр. материалы: Документы 1896–1903. М, 1998. С. 377). В.А. Теляковский, несколько раз посещавший Ярославский театр Дарского, одобрительно отзывался о его предприятии. «Театр выработал серьезный репертуар и этим начинанием открыл совершенно новую эпоху в жизни провинциальных театров. Дарский в выборе пьес руководствовался успехом их в московских театрах и таким образом поставил „Царя Федора Иоанновича“, „Сон в летнюю ночь“, „Чайку“ и „Накипь“» (Теляковский В.А. Дневники директора имп. театров, 1898–1901. Москва. М., 1998. С. 357).
В сезон 1901/02 служил в петербурском Новом театре Л.Б. Яворской. В 1902 одновременно с А А. Саниным был приглашен в АТ в качестве режиссера, а с 1903 совмещал функции режиссера и актера. Наиболее известной режиссерской работой Дарского в АТ стала инициированная П.П. Гнедичем «реабилитация „Чайки“» в 1902. В спектакле Дарского компромиссно сочетались некоторые внешние черты постановочных приемов МХТ и традиционная манера игры актеров АТ.
«Случилась необыкновенная история в летописях театра, — писал Теляковский в дневнике после премьеры. — Вызывали режиссера Дарского. Это второй случай этот год. Санин и Дарский — в этом важность настоящего спектакля. До этого года режиссера в Александринском театре не было и даже не считалось нужным его иметь» (Теляковский В.А. Дневники директора имп. театров, 1901–1903. Санкт-Петербург. М., 2002. С. 352).
В 1902–1915 Д. поставил и возобновил в АТ более 30 сп., в т. ч. «Венецианского купца» (1903 и 1909), «Вечную любовь» (1906), «Старый Гейдельберг» (1908), «Коварство и любовь» (1909), «Разбойников» (1910), «Анжело» (1910), «Эмилию Галотти» (1911), «Ричарда III» (1912), «Нору» (1914), «Рюи Блаза» (1915), «Лес» (1915). В 1905 администрация АТ намеревалась создать п/р Дарского молодежное филиальное отделение из выпускников Театрального училища, наподобие московского Нового театра, однако план этот не осуществился. Дарский входил в состав Режиссерского совета АТ, созданного в сезон 1910/11. Последней постановкой Дарского в АТ стал сп. «Поруганный» (1915), после которого он отказался от дальнейшего исполнения обязанностей режиссера, оставаясь актером труппы.
Мнения о режиссерских способностях Дарского расходятся в широком спектре суждений: от умеренно сдержанных (см., напр.: Чепуров А.А. Александринская «Чайка». СПб., 2002. С. 325– 329) до резко отрицательных (см., напр.: Петров Н.В. 50 и 500. М., 1960. С. 93–94). По свидетельству Малютина, постановки Дарского «имели успех у публики» исключительно благодаря тому, что режиссер «старался обставить свои спектакли первыми звездами труппы, и артисты, благодаря таланту, умели вывезти любую поделку» (Малютин Я.О. Звезды и созвездия. СПб., 1996. С. 47). Теляковский, пригласивший Дарского в АТ, позднее замечал: «Я должен сказать, что М.Е. Дарский если не вполне удовлетворил моим желаниям как режиссер — учитель сцены и постановщик, то как человек — посредник между артистами и мною — оказался очень ценным приобретением» (Теляковский В.А. Дневники директора имп. театров, 1901– 1903. СПб., 2002. С. 569).
В АТ Дарский играл роли Шейлока, Бориса Годунова («Смерть Иоанна Грозного»), Натана Штромана («Жанина»), Франца Моора («Разбойники»), герцога Деновалина («Шут Тантрис»), Ричарда III («Ричард III»), Наполеона («Двенадцатый год»), Репетилова («Горе от ума»), Бунта («Фауст и город»), Симоне («Флорентийская трагедия»), Гримани («Король комических поэтов»), Сен Годена («Дама с камелиями»), генерала Де Брие («В царстве скуки»), Сесиля Савояра («Скандалисты»), графа Ричарда Варвика («Святая Иоанна») и др.
С 1923 Дарский перешел на положение актера «на разовой оплате». В 1925–1926 Дарский входил в труппу АТ, а в 1926 снова был переведен на условия «разовой оплаты». В 1929 был уволен со службы «за упразднением должности». В 1930 ему была назначена персональная пенсия.
Дарский много выступал с чтением стихов в концертах. С 1905 Дарский активно занимался педагогической деятельностью: на Драматических курсах петербургского императорского Театрального училища (1905–1906), на Драматических курсах В.Б. Поллак, в созданной им Практической студии классического репертуара (1919–1923), где играл со студийцами свои коронные роли.
Лит.: Репертуар АТ (ук.); Ходотов (ук.); Михаил Егорович Дарский: 40 лет сц. деятельности // Еженед. акад. театров, Л. 1924. № 12. С. 8; Боцяновский Вл. Актер, как таковой // Еженед. акад. театро, Л. 1924. № 14. С. 10; Прокофьев Вл. Легенда о первой постановке «Чайки» // Театр. 1946. № 11. С. 42–62; Сюжеты, 2. С. 391–439. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 13. Д. 874; ИРЛИ. Ф. 104.
Кириллов, А. Дарский М.Г. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 249-250.
Читать далее