Персонажей - Вильгельма Рихмана, Фридриха Рихмана, а также учеников в Академической гимназии, Мишу - племянника Ломоносова, мальчика у сбитеньщика, Марфутку - дочь Нефедьева - играли воспитанники Императорского театрального училища.
Вакханки, сатиры, пастухи и пастушки - артисты балетной труппы.
Хор музыкантов Лейб-гвардии Сапёрного батальона.
Спектакль прошел 4 раза в сезоне 1902/1903 гг.
«Во всей обстановке «Ломоносова» была соблюдена наивозможная историческая верность и точность. Декорация первого действия, изображающая канцелярию и библиотеку Академии наук, работы К.М. Иванова, была написана на основании старинной гравюры, а стенной портрет, во весь рост, императрицы Елизаветы Петровны, был нарочно скопирован с находящегося в большом зале портрета императрицы, времен Ломоносова. В этом же действии, в канцелярии Академии на столе находилось зерцало, представлявшее точную копию с академического зерцала времен великого академика-поэта. До этого случая зерцало никогда не появлялось на сцене. Декорация 2-го действия, работы П.Б. Ламбина, изображала сад Ломоносова и его дом в голландском стиле, с черепичной крышей, на берегу реки Мойки, близ теперешней Реформаторской церкви, у Почтамтского пешеходного мостика. Декорация 1-й картины 4-го действия (работы К.М. Иванова) изображала вид из главной аллеи Летнего сада на Неву, в светлую «белую» ночь 28 июня 1763 года. На фоне непотухающей зари виднелся на другом берегу Невы шпиль Петропавловского собора в крепости. На Неве, ближе к набережной, была изображена установленная (на скрытых плотах) иллюминованная декорация «Палладина острова» с храмом Паллады-Минервы. Это было точное воспроизведение устроенной по поводу коронации императрицы Екатерины II иллюминации, согласно очень редкой современной гравюре (из собрания А.В. Половцова). Для третьего действия, происходящего в гостиной И.И. Шувалова, была специальной изготовлена копия со статуи Венеры (о которой говорится в тексте), приобретенной императором Петром Великим и находящейся в императорском Эрмитаже под № 20.
Костюмы были изготовлены по рисункам Е.П. Пономарева в точном соответствии с духом времени, причем розовый бархатный вышитый золотом кафтан Ломоносова, в 3-м действии, представлял точную копию одеяния, в котором изображен знаменитый ученый на портрете, находящемся в Академии наук. Немецкие костюмы жены и дочери Ломоносова во втором действии воспроизводили Гессенские народные одеяния, сохранившиеся в Марбурге до настоящего времени; характерные же головные уборы Елисабеты Андреевны и Лены были подлинные, привезенные автором из Марбурга. Костюм княгини дашковой в 4-м действии был воспроизведением ее одеяния на одном из портретов сподвижницы императрицы Екатерины Великой». (Ежегодник Императорских театров. Сезон 1902/1903 гг. С. 63 - 65)
Читать далее