Настоящая фамилия Шварцшильд.
Из прусских подданных. До 22 лет жил в Москве. Брал уроки актерского мастерства у С.П. Соловьева, драматурга и бывшего режиссера Малого театра, воспитывался в традициях Малого театра 1860–1870-х годов. В 1876 году поступил на сцену (Тамбов, антреприза И.И. Ознобшина) и следующие 8 лет выступал в провинции (Орел, Курск, Моршанск, Нижний Новгород, Вятка).
В АТ был принят на амплуа резонера, дебютировал в роли Жадова («Доходное место»). С годами диапазон актера расширялся. К его лучшим ролям относились: Хлестаков («Ревизор»), Горич («Горе от ума»), Вурм («Коварство и любовь»), князь Шуйский и Шереметев («Смерть Иоанна Грозного»), Правдин («Недоросль»), Брист («Старый закал»), Горацио («Гамлет, принц Датский»), Негенданк («Воспитатель Флаксман»).
Как об открытии театрального сезона пресса писала о Чернове в 1886, когда он выступил в «Горе от ума» и «Ревизоре»: «За г. Черновым мы не знаем более счастливой роли, как не припомним другого, столь же удачного Горича. <...> В нескольких штрихах, метко и ярко, перед зрителем обрисовался во весь рост этот тип, закабаленного супругой, тюфяка... <...> Делать из маленьких ролей нечто художественное и выдающееся гораздо больше чести, чем вести с успехом большие, благодарные роли» (Театральный мирок. 1886. 6 сент. С. 3). Через 2 дня актер сыграл Хлестакова. «Всего неожиданнее и поучительнее был успех г. Чернова в Хлестакове... <...> ...Вдруг этот не замечаемый до сих пор актер с двух раз завоевывает ваше внимание и... с успехом выдерживает труднейший и важнейший из сценических искусов... <...> ...Чернов сумел понять... тайну комизма хлестаковской лжи, сумел найти должное для нее выражение... С редкой выдержанностью верно взятого тона, избегая всякой карикатурности, в которую так часто впадают исполнители Хлестакова, просто, свободно и естественно провел г. Чернов роль от начала до конца. <...> ...Он понял и уловил одну из труднейших особенностей личности Хлестакова, именно — что у этой личности „ничего не должно быть обозначено резко“... Он лжет... с такой милой развязностью, с таким подкупающим простодушием, что зритель готов ему симпатизировать» (Там же. С. 3. — В.О. Михневич). Горича и Хлестакова актер с успехом играл долгое время. Актера помнили и после отставки. Публиковались статьи, посвященные 35-летию его деятельности. В одной из них отмечалось: «На Александринской сцене г. Чернов пользовался видным и продолжительным успехом — Рыбаков, отец и сын, Полтавцев, В.Н. Давыдов — имена, с которыми неразрывно связано начало сценической карьеры юбиляра. В настоящее время Александр Семенович служит в Гельсингфорсе в качестве артиста и режиссера в Русском Александровском театре» (ТиИ. 1912. No 1. С. 3–4. — Л.М. [Л.Г. Мунштейн]).
В последний год жизни Чернов вновь служил в АТ, исполнял роли Звездинцева («Плоды просвещения») и князя Александра Павловича («Холопы»).
Другие роли в АТ: Муров («Без вины виноватые»), Борзиков («Лев Гурыч Синичкин»), Милонов («Лес»), Нелькин («Свадьба Кречинского»), Журан («Чародейка»), Креон («Медея»), Елецкий («Нахлебник»), князь Курбский и Адашев («Царь Иоанн IV»), Иванов («Первая муха»), Черниковский и князь Мстиславский («Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский»), Федор Никитич Романов («Царь Борис»), граф Рагузинский («Бирон»), князь Дулебов («Таланты и поклонники»), Дюринг («Любимец публики»).
Лит.: Репертуар АТ (ук.); Хроника // ТиИ. 1904. No 19. С. 378–379; Неудачные сокращения // Петерб. газ. 1908. 5 дек. С. 5; Некр.: Бирюч. 1921. Сб. 2. С. 417–418; Юрьев (ук.).
Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 5. Д. 3455.
Сбоева, С. Чернов А.С. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 776.
Читать далее