Настоящая фамилия - Гильдебрандт.
Происходил из обрусевших шведов. Воспитывался в Москве в семье гр. А.А. Барановой (урожд. Вергиной, в прошлом балетной танцовщицы). С 16 лет переводил и писал пьесы для домашних и любительских спектаклей, занимался их постановкой. Окончил математический факультет Московского университета и драматическое отделение Московской консерватории, класс И.В. Самарина. Увлекался филологией, владел несколькими иностранными языками. Всю свою актерскую жизнь Арбенин провел в императорских театрах. В 1885–1895 — на сцене московского Малого театра; начинал с ролей молодых людей, преим. в «костюмных пьесах». Часто выступал как чтец на студенческих и благотворительных вечерах. В 1890 женился на актрисе Малого и АТ Г.В. Пановой.
Дочь - артистка АТ О.Н. Арбенина (Гильдебрандт).
После перевода в Петербург по большей части исполнял второстепенные героические (по-прежнему в «костюмных пьесах») и характерные роли. Основные: принц Арагонский («Венецианский купец»), Алькантор («Хоть тресни, а женись»), Никколини («Друзья»), Батунин-Вертищев («Старый закал»), маркиз Шантероз («Жанина»). Актер Н. Н. Ходотов считал: «Чувство меры, сдержанность нервов не были ему знакомы» (Ходотов. С. 196). А.П. Мацкин отметил: у Арбенина «были смелые планы преобразования русского театра, реформатора, мечтавшего о возрождении Шиллера и новой актерской школе романтического направления». При этом «актер он был посредственный, без огня, без легкости, со следами тяжелой муштры, с повышенной экзальтацией, так не гармонировавшей с его обликом…» (Театр. 1976. № 8. С. 83).
Арбенин не раз гастролировал в провинции: Туле, Рязани, Новочеркасске, Ростове-на-Дону, Курске, Баку, Одессе и городах Привислинского края, где выступал в главных героических ролях — Уриэля Акосты, Коррадо, Ризоора, дона Фернандо и др. В некрологе отмечалось: «…совершенно невероятно, чтобы покойный не мог сделать какой угодно карьеры на любом поприще. Но Арбенин любил театр, отдался ему, и в этом была трагедия его жизни. Арбенин ничем в театре не выделился. Но зато „вокруг театра“ он поработал много, усердно, не покладая рук. Он был хороший и дельный переводчик, ловкий и умелый переделыватель. Он создал, можно сказать, союз драматических писателей… Его же трудам много обязано Театральное общество» (ТиИ. 1906. № 34. С. 514, 515. — А. Кугель).
Арбенину принадлежат стихотворные переводы пьес «Дон Фернандо, стойкий принц» Кальдерона, «Граф де Ризоор» Сарду, «Лорензаччо» де Мюссе, «Сафо» Грильпарцера, сцены «Приветствие искусств» Шиллера и др. Большинство переводов исполнялось на императорских и частных столичных сценах. Он автор монографии «Альфред де Мюссе и Рашель», статей «Грильпарцер и его трагедия „Сафо“», «Карл Гуцков как драматург», «Артисты и театры современной Италии» и др. (печатались в ж. «Артист» и «Театр и искусство»). Арбенин реорганизовал Общество русских драматических писателей и оперных композиторов, являлся членом правления Театрального общества и комиссии по театральному законодательству, ему принадлежала идея созыва Всероссийского съезда драматургов. Кугель свидетельствовал: «Планы Арбенина были очень широки. Он надеялся, по окончании службы в императорских театрах, организовать провинциальное дело на новых началах, пользуясь для этой цели складочным акционерным капиталом» (Там же).
Он занимался и режиссурой: летом 1899 Общество артистов петербургских театров под управлением Арбенина и А.С. Чернова играло в Уфе; в августе того же года Арбенина пригласили в Михайловский театр для постановок переводных пьес; весной 1906 для осуществления своих режиссерских опытов им было организовано товарищество и снят Театр Литературно-художественного общества.
Другие роли в АТ: Шило («Дело»), Держиморда («Ревизор»), Анжело («Эмилия Галотти»), Юрий Иоаннович («Соломония и Елена»), граф Андрей Иванович Остерман («Бирон»), генерал («Борцы»), Лопухин («Комик XVII столетия»), князь Репнин, Гендрихсон («Царь Борис»), Каленберг («Да здравствует жизнь!»), 2-й посадский и 1-й, 2-й стрелецкий голова («Димитрий Самозванец»), Иван Калачник, Татищев («Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский»), Мюллер («Ломоносов»), Эгей («Сон в летнюю ночь»), Фогельзанг («Воспитатель Флакс ман»), Афраний («Калигула»), Пэдж («Виндзорские проказницы»), Креон («Эдип в Колоне»), Дух земли («Фауст»), Дятлов («Чародейка»).
Соч.: Речь Арбенина Н. Ф. на 2-м Съезде сц. деятелей // ТиИ. 1901. № 11. С. 224–225; Зап. театр: [Сб. пер. Н. Ф. Арбенина]. СПб., 1906.
Лит.: ТЭ; Театр и музыка // НВ. 1899. 16 авг. С. 3; Хроника // ТиИ. 1906. № 11. С. 162–163; Скорбный листок. Н. Ф. Арбенин // ПЛ. 1906. 15 авг. С. 4; Некр.: ИВ. Т. 104. С. 1047–1048; ЕИТ. 1896/97–1905/06; Николай Федорович Арбенин (Гильдебрандт) // ЕИТ. 1907/08. С. 292–293; Юрьев. Т. 1 (ук.). Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 5. Д. 730.
Сбоева, С. Арбенин Н.Ф. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 83-84.
Читать далее