Спектакль - лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга "Золотой Софит" в номинации "Лучшая работа режиссера" (2010), лауреат Российской национальной театральной премии и фестиваля "Золотая Маска" в номинации "Лучшая работа режиссера" (2011).
Продолжительность спектакля 1 час 30 минут. Спектакль без антракта.
"…Так сложилось, что меня достаточно давно интересовала тема существования неких особых заповедных мест в Питере и вокруг него, которые несут в себе остатки стабильного заряда в необратимо разрушающемся мире. Когда мы только познакомились с драматургом и начали обсуждать, о чем, собственно, может быть наш спектакль, то стали фантазировать именно на эту тему. Нам было важно рассказать о том, что сегодня, когда старый, хорошо знакомый тебе мир разлетается в клочья, и нарождается некая новая цивилизация, все равно остаются некие острова, «заповедники», не подвластные всеобщей энтропии. Если говорить о сюжете, то именно из такого нового мира, в данном случае из Москвы, и возвращается в свой «заповедник», на родину, и наш главный герой – Изотов, который в результате неких событий в этом "заповеднике" и остается. Это была изначальная идея. Но в процессе работы мы все дальше уходили от рассказа о месте, и на первый план выходил сам герой. Стала получаться история о человеке, живущем на стыке, на границе двух миров. О человеке, возвращающемся по доброй воле из нового, вполне благосклонного к нему мира в тот мир, где он может быть собой. Изначально пьеса была гораздо более бытовая, насыщенная реалистичными деталями. Но в процессе репетиций стало понятно, что реалистические мотивации того, почему наш герой остается, а не уезжает в Москву, искать бесполезно, и мы стали больше внимания уделять условному театру, некому пограничному состоянию - как физическому, так и эмоциональному - фантазиям и снам главного героя. И законы развития спектакля стали не реалистическими, а скорее сюрреалистическими, спектакль начал развиваться в другом направлении. Я не знаю, насколько типичен наш Изотов, не могу сказать, что так вижу героя нашего времени, но убежден, что в какой-то степени «синдром Изотова» с его рефлексией и стремлением нащупать почву под ногами, точку опоры в нестабильном мире, свойственен многим из нас…"
Андрей Могучий
Премьера спектакля "Изотов" стала завершением IV-го Международного театрального фестиваля "Александринский". Современная драма - нечастый гость на академической александринской сцене. Пьеса Михаила Дурненкова "Заповедник" стала отправной точкой для сочинения текста сценического. В процессе репетиций драматург Михаил Дурненков и режиссер Андрей Могучий создали множество вариантов развития сюжета, пытаясь острее показать конфликт внутри главного героя, выявить "болевые точки", характерные для целого поколения людей внешне благополучных и внутренне опустошенных, убегающих от самих себя и вместе с тем мучительно пытающихся найти путь к самим себе. Действие происходит в некоем условном пространстве, где реальность и вымысел неотделимы друг от друга, а главный герой Изотов (Виталий Коваленко) является сочинителем и одновременно персонажем сочиняемой им истории. Здесь все условно и все предельно подлинно. Декорации, нарисованные на белом холсте, проступают графикой черных линий и бесследно исчезают в нужный момент, опускаются из под колосников и вновь взмывают в театральные "небеса", все происходящее на сцене снимается на видеокамеру и тут же транслируется на экран, герои в буквальном смысле слова сходят с экрана, играют свои роли и вновь становятся силуэтами - черными на белом. За всеми этими метаморфозами неотступно наблюдают ангелы-фокусники, которых играют старейшие артисты труппы, корифеи нынешней Александринки Николай Мартон и Рудольф Кульд. В этом странном черно-белом балагане невозмутимые ангелы-шарлатаны демонстрируют фокусы с последующим разоблачением и ту же становятся свидетелями "полной гибели всерьез" главного героя. Музыка Олега Каравайчука придает происходящему трагический обертон.
Спектакль прошел всего 30 раз:
Сезон 2009/2010 гг. - 18 раз
Сезон 2010/2011 гг. - 12 раз
Читать далее