Дворовые люди Муромского - артисты театра
Спектакль прошел всего 17 раз. 1839 - 8, 1840 - 3, 1841 - 2, 1842 - 3, 1843 - 1 раз.
Из «Театрального календаря» Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеки»:
Сюжет повести Пушкина уже по способу развития интриги весьма подходил к водевилю с переодеванием — жанру ставшему одним из популярнейших на сцене середины XIX века: «героиня переодевается, чтобы обольстить героя, ее хотят выдать за другого, а этот другой неожиданно оказывается ее возлюбленным.»*
Популярный водевильный автор Николай Арсеньевич Коровкин перевел пушкинский текст в диалоги и добавил традиционные водевильные куплеты на музыку Ивана Алексеевича Рупина. Сюжет соответствовал исходному тексту, но был несколько сжат для поддержания интенсивного ритма, так как жанр водевиля требовал более резкой смены сцен и эпизодов.
Пушкинская проза оказалась театральна в своей основе и удачно превратилась в комедийный сценический текст. «Водевильчик прошел весьма живо»* , пьеса имела успех, так как «музыкально-сценический облик спектакля вполне соответствовал традициям водевильного жанра тех лет»* .
Роль помещика Муромского «мастерски сыграл»* Иван Иванович Сосницкий. Лизу представила бенефициантка Надежда Васильевна Самойлова 1-ая, а роль влюбленного Алексея Берестова исполнил ее брат Василий Васильевич Самойлов.
И все же были и негативные отзывы, связанные прежде всего со сравнением непосредственного текста водевиля и текста повести Пушкина. Критики настойчиво противопоставляли театральное и литературное произведения и считали, что Коровкин нарочито стремился предать пушкинскому слогу водевильную легкость, что неизбежно вело к упрощению характеров.
Успех водевиля был во многом закономерен. Этому способствовал высокий уровень пушкинской прозы. «"Барышня-крестьянка" взяла от комедии не только ее поэтику (костюм, жест, пластичность, языковую "маску", остроумие и праздничность), но и своеобразный психологический рисунок. Пушкин по-своему обогатил его, придал ему новые очертания, но общие контуры сохранил. <…> Бытовая проза Пушкина впитала законы сцены, и в первую очередь, комедийной сцены. Эта скрытая стихия сценичности и комедийности проникла в самую ткань его произведений»* .
Водевиль оставался в репертуаре Александринского театра до 1842 года и даже с успехом игрался на московской сцене. «Барышня-крестьянка» Коровкина продолжила череду успешных постановок оригинальных водевилей и комических опер на сюжет знаменитого пушкинского текста.
Читать далее