Спектакль прошел 328 раз:
Сезон 1975/1976 гг. - 34 раза
Сезон 1976/1977 гг. - 21 раз
Сезон 1977/1978 гг. - 26 раз
Сезон 1978/1979 гг. - 25 раз
Сезон 1979/1980 гг. - 20 раз
Сезон 1980/1981 гг. - 17 раз
Сезон 1981/1982 гг. - 23 раза
Сезон 1982/1983 гг. - 21 раз
Сезон 1983/1984 гг. - 20 раз
Сезон 1984/1985 гг. - 18 раз
Сезон 1985/1986 гг. - 20 раз
Сезон 1986/1987 гг. - 10 раз
Сезон 1987/1988 гг. - 11 раз
Сезон 1988/1989 гг. - 13 раз
Сезон 1989/1990 гг. - 8 раз
Сезон 1990/1991 гг. - 8 раз
Сезон 1991/1992 гг. - 9 раз
Сезон 1992/1993 гг. - 8 раз
Сезон 1993/1994 гг. - 7 раз
Сезон 1994/1995 гг. - 4 раза
Сезон 1995/1996 гг. - 4 раза
Сезон 1996/1997 гг. - 1 раз
Из «Театрального календаря-265» Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеки:
«3 декабря 1975 года на сцене Ленинградского театра драмы имени А. С. Пушкина театра состоялась премьера спектакля «Элегия» об истории взаимоотношений Ивана Сергеевича Тургенева (1818–1883) и актрисы Александринского театра Марии Гавриловны Савиной (1854–1915). Режиссер Илья Саулович Ольшвангер, художники Даниил Данилович Лидер (сценография) и М. Г. Мичурина (костюмы). Музыкальное сопровождение подобрано из произведений С. В. Рахманинова.
В основе документальной пьесы Павла Исааковича Павловского «Элегия» (1968) – письма писателя к актрисе и воспоминания Савиной о встречах с Тургеневым. Действие начинается с 1879 года, когда Тургенев после длительного отсутствия на родине приехал в Петербург. Здесь он посетил спектакль Александринского театра «Месяц в деревне», где роль Верочки блестяще исполнила Савина. Писатель был потрясен игрой молодой актрисы в его пьесе. С этого момента и началось их знакомство, длившееся до конца жизни Тургенева. Роль Тургенева исполнил народный артист Бруно Артуровича Фрейндлиха, роль Савиной — молодая актриса Валентина Викторовна Панина, которая восприняла это как фантастику, настоящий подарок судьбы. В своих воспоминаниях «Как рождалась «Элегия» (Арс: Российский журнал искусств. 1995. № 1. С. 97-98) В. Панина пишет о премьерных переживаниях: «…после показа спектакля худсовету нам сказали, что эта камерная история никому не нужна: тихо, не видно, не слышно, нет молодого положительного героя. Нас буквально спас клуб театралов «Электросилы», который вела Нина Рабинянц. После спектакля молодые ребята вдруг заявили, что он очень актуален и нужен молодежи, потому что становится понятным, какое это счастье — любовь и как печально, что мы теряем эту сказку. Спектаклю разрешили жить…».
Сценограф Д. Лидер, любивший сцену и относившийся к ней, по его словам, «как музыкант к своей скрипке или дирижер к своему оркестру», сумел создать атмосферу грусти, печали, одиночества и любви через максимально открытое, распахнутое пространство сцены — вплоть до машинерии, усыпанное белыми бумажными цветами. В статьях театральных критиков дан прекрасный анализ спектакля, его сценографии, тонкой игры актеров.
После смерти режиссера И. С. Ольшвангера в 1979 году всю заботу о художественном состоянии спектакля взял на себя Б. Фрейндлих. Тургенев был одной из его любимых ролей, в паре с Паниной они играли этот спектакль в течение 23-х лет и неизменно погружали зрителей в атмосферу благородных чувств двух больших творцов.»
Читать далее