Урожденная Матюкина.
В АТ 1968–1984 (отд. спектакли — до 1997).
Дочь — актриса Н.В. Панина.
Окончила в 1968 Театральное училище им. М.С. Щепкина (класс В.И. Коршунова). Работала в Театре им. Ленинского комсомола (Л) (1984–1988): Марлен Дитрих («Процесс»), Джемма («Овод»), Ирина Минелли («Тамада»). Играла в спектаклях Театра эстрады — Мадлен («Ужасные родители»), Вера Петровна («Не говори прощай»); театра «Русская антреприза» им. А. Миронова — мать («Фантазии Фарятьева»), Скрипицына («Наследник Лаптев»); театра «Приют комедианта» — Донна Роза («Тетка Чарлея из Бразилии»); театра «За Черной речкой» — Ариадна («Сторож для Ариадны»); Мариинского театра — миссис Хиггинс («Моя прекрасная леди»). С 1988 — в Театре им. В.Ф. Комиссаржевской: Инна Сергеевна («Библиотекарь»), Александра («Максим в конце тысячелетия»), Крутилина («Лакейские игры»), Балакина («Притворщики»), Елизавета («Убийство Гонзаго»), Матильда («Французские штучки»), Жозефина («Обитель теней»), Эми («Кин IV»), Карменсита («Рике с хохолком»), Антигона («Антигона в Нью-Йорке»), мать («Приглашение в замок»), бабушка («Игрок»), Глэдис («Чествование»), Агата («Козий остров»), Люси, Марта («Юмор висельника»), Кармелла («Вор в раю»), Анисья Кирилловна («Шут Балакирев»), Агуня («Тезка Швейцера»), 3-я женщина («Страсти по дивану»), Марфа («Невольницы»).
Актриса сильного темперамента, яркого дара перевоплощения, наделенная умным юмором, «изобретательностью и… точным расчетом» (ПТЖ. 2000. № 21. С. 191. — Е. Тропп), Панина с успехом играет и героинь, и острохарактерные роли комедийного и драматического репертуара. В АТ ее Параша («Горячее сердце») явилась настоящим открытием. Это была не доведенная до отчаяния и слабовольная героиня, Параша в исполнении Паниной — «волевая, решительная и порывистая, с горячим сердцем» (Смена. 1978. 18 марта. — Э. Зейналов). Ее «страстную устремленность к счастью, к свободе чувства» (ТЖ. 1982. № 2. С. 25. — В. Полушко) актриса передавала смело и ярко. «Блеск и острота ума в сочетании с изяществом и страстностью внутреннего мира» отличали Беатриче («Много шуму из ничего») Паниной. (Там же).
В образе Савиной («Элегия») актриса раскрывала «сложность характера героини, у которой стальная воля, целеустремленность, рациональный склад ума» переплетались «с обостренной чувствительностью и взрывчатой импульсивностью» (Там же). Панина передавала «сложнейшую гамму чувств». В этом образе отразился «тип современницы, уверенной в своих силах, современницы, в которой парадоксально сочетаются наивная мечтательность и холодная расчетливость, объединенные изяществом и чутьем жизни» (Смена. 1978. 18 марта. — Э. Зейналов). В стихии «комедийной игры и насмешливого лицедейства» (Там же) создавала актриса Помпею («Зеленая птичка»). Электра («Моя любовь Электра»), в отличие от прежних героинь Паниной, представала «с душой, раздираемой противоречиями» (Там же). Ее ненависть к убийце отца, становясь всепоглощающей, вот-вот готова была перерасти в человеконенавистничество.
Другие роли в АТ: Ирина и Рита («Справедливость — мое ремесло»), Маша («Нахлебник»), Аграфена («Обыкновенная история»), Ирина («Чти отца своего»), Света («Одни, без ангелов»), Ниночка («Из жизни деловой женщины»), Эмма («Приглашение к жизни»), Гвен («Аэропорт»), Милица («Мелодия для павлина»), Васка («Унтиловск»), Ольга («Лукия»), Садофьева («Молва»).
Преподавала в Институте кино и телевидения, в Институте графики и дизайна, в Институте искусств при Петербургском государственном университете. Снимается в кино, работает на телевидении и радио. Выступает с музыкальными моноспектаклями.
Лит.: Репетртуар АТ (ук.); Зейналов Э. Границы дарования // Смена. 1978. 18 марта.
Арх.: АТ (Анкета творческого паспорта В.В. Паниной).
Мальцева, О. Панина В.В. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 534-535.
Читать далее