Лауреат премии «Золотой софит» за творческое долголетие и уникальный вклад в развитие театральной культуры Петербурга (1998). Награжден орденами: «Дружбы народов» (1979) и «За заслуги перед Отечеством» IV ст. (1999), медалью «За доблестный труд» (1970). В АТ 1948–2002.
Дочь — актриса БДТ Алиса Бруновна Фрейндлих.
Трудовая биография Фрейндлиха начиналась в 1929 на заводе «Электросила», там же, в заводском клубе, пробовал себя в актерском деле. Учился в ТСИ (класс Б.М. Сушкевича), ушел с 3-го курса (1934) и рано дебютировал на сцене. Участвовал в создании колхозного ТРАМа (1931) в Пскове, служил в Ленинградском театре Обкома ВЛКСМ (Нагульнов в «Поднятой целине», 1933; Мальволио, 1937; Павел Корчагин; Овод; Фигаро в «Севильском цирюльнике», 1936, Уриэль Акоста, 1940), в Ташкентском театре Красной армии (одна из ролей — комиссар в «Гибели эскадры», 1934). Замеченный на смотре областных театров в 1940, Фрейндлих получил от актрисы АТ Е.Т. Жихаревой рекомендательное письмо к Л.С. Вивьену, но начавшаяся война отсрочила его приход на эту сцену. В 1941–1945 — в ленинградском ТЮЗе, во время войны эвакуированном в Березники. В ТЮЗе сыграл около 20 ролей, среди них: Бачей («Белеет парус одинокий»), Ревунов-Караулов («Свадьба»), Стародум («Недоросль»). По возвращении в Ленинград в 1945 поступил в БДТ, где сыграл Паратова («Бесприданница», 1948), Гарри Смита («Русский вопрос», 1947). Именно с этой роли — правдоискателя, носителя «духовной драмы» — актера по-настоящему узнали и оценили зрители Ленинграда.
В 1948 был приглашен Вивьеном в АТ. Здесь дебютировал ролью Прэда («Профессия миссис Уоррен»). Затем создал ряд ролей, показав себя актером-интеллектуалом, не чуждым сатире, блеску комедии, характерности. В судебном следователе из «Живого трупа» — одна из лучших ролей за весь долгий период работы в АТ — он играл «сухого как палка, запеленатого в мундир» (Звезда. 1985. No 8. С. 177. — О. Персидская) законника с металлом в голосе и язвительными интонациями. Фрейндлих получал в АТ такие роли, как Хлестаков, Глумов («На всякого мудреца довольно простоты»). В 1950-е он участвовал в таких значительных спектаклях, как «Игрок», «На дне», «Бег», «Все остается людям», «Маленькие трагедии». Барон («На дне») в исполнении Фрейндлиха — трагикомическая фигура, неухоженный, потерявший интерес к жизни. Актер аналитически разбирал образ «бывшего» человека и открывал его очерствелое и вздорное нутро. Спорит он с Сатиным нехотя, с раздражением. Совсем другим, озабоченным и внимательным к душевным нуждам человека, был отец Серафим, вступавший в идейный спор с академиком Дроновым («Все остается людям»). Блестящим мастерством отмечен образ мистера Астлея.
Важной и спорной в биографии Фрейнлиха стала роль Гамлета в спектакле Г.М. Козинцева. Постановка 1954 возникла в период общего интереса к трагедии и появления на сцене целой плеяды разных Гамлетов. Фрейндлих состязался с московскими актерами, прежде всего с Е. Самойловым. Режиссер, как было ему свойственно, проходил с актером роль поэтапно, стараясь найти оптимальное сценическое выражение образа человека «против подлостей жизни». Получился умный и отчужденный Гамлет, благородного облика и холодного характера. Про него писали, что он слишком интеллигентен, что он детально разработан. В то же время казалось, что исход событий этому Гамлету известен заранее. Жестокий мир не вызывал в нем ни удивления, ни потрясения. М.Туровская в рецензии «Вместе с актером или вместо актера?» писала: «Его Гамлету не хватает масштабности, он трактован слишком камерно» (Сов. культура. 1954. 25 нояб.).
В 1970–1980-е Фрейндлих продолжает активно работать на сцене. Как раз в эти годы он создает образы ученого-атомщика Бармина («Человек и глобус»), оптимиста Балясникова в «Сказках старого Арбата», эгоцентрика и завистника Грацианского («Приглашение к жизни»), наконец, великодушного и мудрого Тургенева в мелодраме «Элегия». Спектакль по мотивам биографий И.С. Тургенева и М.Г. Савиной в АТ прошел более 300 раз в течение 22 лет. Актерский дуэт настраивал, как позднее вспоминала исполнительница роли Савиной В. Панина, именно Фрейндлих. Благодаря его твердости, спектакль не терял формы, а роли — «элегичности» и глубины.
Фрейндлих брался и за режиссерские работы — в 1984, к собственному 75-летию, он подготовил как автор инсценировки, исполнитель главной роли и режиссер спектакля «Отец Горио» по Бальзаку. В его решении проступал общий замысел писателя — это была «человеческая комедия», история самоуничтожения.
Как реж. Фрейндлих подхватил не законченный И. Ольшвангером сп. «Пер Гюнт», где сыграл заглавную роль — старого Пера. Этот образ примыкал к поздним работам актера, в которых он хотел быть лириком, стремился сделать каждую роль — исповедью.
Другие роли: Дзержинский («Грозовой год»), Скупой («Маленькие трагедии»), историческая истина («Дикий капитан»), Дон Педро («Много шуму из ничего»), Адуев-старший («Обыкновенная история»), Барклай де Толли («Фельдмаршал Кутузов»), Гаев («Вишневый сад»).
Снимался в кино: Герман («Пиковая дама»), Маркони («Попов»), Кюи («Мусоргский»), Фесте («Двенадцатая ночь»), Рощин («Разные судьбы»), Герцог («Дон Кихот»), адмирал Канарис («Конец Сатурна») и др.
Соч.: «В поисках трагикомического контраста» // ТЖ. 1968. No 7. С. 8; 65 лет на сцене. СПб., 1998.
Лит.: ТЭ; Репертуар АТ (ук.); Беньяш Р. Актер и его роли // Сов. иск-во. 1952. 11 июня. С. 2; Аникст А. Быть или не быть у нас Гамлету? // Театр. 1955. No 3. С. 62–81; Любомудров М. Мастер психологического портрета // ТЖ. 1962. No о0. С. 14–15; Зубков Ю. Эстафета поколений // ТЖ. 1973. No 24. С. 10–13; Зайцев Н. Через столетие // Театр. 1976. No 6. С. 48–50; Золотницкий Д. Правдоискатель акад. сцены // ПТЖ. 1998. No 16. С. 36–37; Панина В. Памяти Бруно Фрейндлиха // ПТЖ. 2002. No 29. С. 144–145.
Арх.: АТ (Л.д. Б.А. Фрейндлиха).
Горфункель, Е. Фрейндлих Б.А. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 751-752.
Читать далее