Вернуться
"Мёртвые души" («Повесть о капитане Копейкине»), Гоголь Н.В., Куликов Н.И., 14.01.1852
"Мёртвые души" («Повесть о капитане Копейкине»), Гоголь Н.В., Куликов Н.И., 14.01.1852
Название спектакля
"Мёртвые души" («Повесть о капитане Копейкине»)
Дата премьеры
Жанр
сцены из поэмы
Автор произведения
Гоголь Николай Васильевич - Автор пьесы (Автор оригинального текста поэмы)
Куликов Николай Иванович - Автор пьесы (Автор-составитель)
Площадка
Александринский театр. Основная сцена
Время создания
Редакция спектакля
Бенефис артиста А.Е. Мартынова
История создания
«Но в этом спектакле мы были свидетелями падения сцены, которая составляет лучшую страницу в сочинениях одного из талантливейших наших писателей. Правда, сцена эта вовсе не была предназначена для представления на театре, она просто отрывок из романа, но не менее того, она в высшей степени драматична, в ней есть то начало, которое заставляет вас хохотать м в то же время сжимает вам сердце, или, как выразился сам автор ее, - в ней «сквозь видимый смех проглядывают невидимые слезы». Мы говорим о сцене из «Мертвых душ» Гоголя, именно о рассказе капитана Копейкина. Рассказ этот был читан самим бенефициантом и по окончании неодобрен. Теперь следует вопрос: к кому относился этот строгий приговор публики: к автору ли, любимому ею, или к исполнителю его сцены, так же баловню публики? «Мёртвые души» раскуплены все до одного экземпляра, они читались с жадностью, давно оценены всеми и, перенесенные на сцену, имели прежде того и доселе имеют большой успех в устах М.С. Щепкина. Господин Мартынов упустил, кажется, из виду, что между произведениями, появляющимися на сцене, существует большая разница, что легкость и небрежность, с которыми актеру иногда дозволяется смотреть на эфемерные фарсы и пьески обыденные, должны в нем уступить место строгому вниманию, изучению и проникновению там, где дело идет об олицетворении живой мысли и жизненного характера. Нетвердость руки мешала ему придать необходимые оттенки рассказу и выразить, с свойственной ему натурою, то, что само собою так и напрашивается на его животворный талант. После этого замечания мы предоставляем самим читателям решить предложенный выше вопрос и обвинить или оправдать публику, автора и актера». (Русский театр в Петербурге //Пантеон. 1852. Том I, Книжка 2. С. 4-5.) Сцена была исполнена 1 раз.