Вернуться
"Светлой памяти Белого генерала" (2 картины), Спиридонов Н.П., Мейерхольд В.Э., 01.02.1915
"Светлой памяти Белого генерала" (2 картины), Спиридонов Н.П., Мейерхольд В.Э., 01.02.1915
Название спектакля
"Светлой памяти Белого генерала" (2 картины)
Дата премьеры
Жанр
Автор произведения
Спиридонов Николай Петрович - Автор пьесы
Площадка
Александринский театр. Основная сцена
Время создания
Создатели спектакля
Глазунов Александр Константинович (Музыка из произведений)
История создания
Пророческая речь М.Д. Скобелева, сказанная им в 1882 году славянской депутации. Прошел 1 раз в сезоне 1914/1915 гг. - после пьесы «Король, закон и свобода» Из Дневника Директора Императорских театров В.А. Теляковского: «31 января 1915 г. Присутствовал в Александринском театре на репетиции апофеоза «Светлой памяти Белого генерала» полковника Спиридонова. Ходотов изображал Скобелева и в речи его знаменитой к сербской молодёжи даже стал картавить, что произвело на нас всех смотревших плохое впечатление. Я смотрел на этот апофеоз, вызвав и генерала Смородского, чтобы судить, годен ли он к Инвалидному концерту в Высочайшем присутствии, и, прослушав речь, меня взяло сомнение. Не доложив Государю и не спросив Его разрешения, ставить нельзя. Кроме того, сама живая картина, несмотря на (неразб.) музыку Глазунова, не довольно торжественно интересна. Какая превратность постигла эту речь. Какой шум был поднят, когда Скобелев ее сказал в Париже. Говорили даже, что его лишат вензелей. Скобелев впал в немилость - говорили, что он раздувает опять войну. Хочет из себя изобразить Наполеона. Граф Адлерберг, бывший тогда Министром Двора, его родственник (дядя), выгнал его из своего дома и т д. Умер Скобелев в таинственной и невзрачной обстановке. Теперь его речи читают публично на сцене... 1 февраля. Беда, когда еще полиция занимается театральными постановками. Наш пристав полковник Спиридонов как бывший ординарец Скобелева написал апофеоз в виде речи, сказанной Скобелевым в Париже, потом собственные стихи с музыкой Глазунова и военная живая картина. Все это, наконец, сегодня поставили в конце спектакля, и вышел балаган. Как я и предполагал, антракт длинный еще расхолодил публику. Ходотов был ниже всякой критики как Скобелев. Эффекта не получилось, и, конечно, этот апофеоз давать нельзя. Княгиня Белосельская, присутствовавшая на спектакле, оказалась тоже недовольна.» (В.А. Теляковский. Дневники Директора Императорских театров. 1913-1917 гг. Санкт-Петербург. М.: АРТ, 2017. С. 302)