Вернуться
КОМИЧЕСКАЯ ОПЕРА ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ "Горебогатырь Косометович", Екатерина II, Мартин-и-Солер В., Миляева С.А., 12.08.1998
КОМИЧЕСКАЯ ОПЕРА ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ "Горебогатырь Косометович", Екатерина II, Мартин-и-Солер В., Миляева С.А., 12.08.1998
Название спектакля
КОМИЧЕСКАЯ ОПЕРА ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ "Горебогатырь Косометович"
Дата премьеры
Жанр
Комическая опера
Автор произведения
Екатерина II - Автор пьесы (Автор либретто)
Мартин-и-Солер Висенте - Автор пьесы (Композитор)
Площадка
Премьера состоялась в Стокгольме. Затем 14.05.1999 - в Эрмитажном театре
Время создания
Создатели спектакля
Дубровин Александр Леонидович (Художник-постановщик, художник по костюмам)
Реутов Николай Александрович (Балетмейстер-постановщик)
Энтина Евгения Исааковна (Музыкальный руководитель спектакля)
Просаловская Инесса Леонидовна (Педагог по вокалу)
Воеводский Игорь (Хормейстер)
Показать все (8)
История создания
Артисты Александрниского театра играют в оперу "Горебогатырь Косометович" Опера была специально написана для артистов Российской драматической труппы. Первая постановка оперы состоялась в Эрмитажном театре 29 января 1789 года. Премьера нынешней постановки состоялась в Стокгольме 12 августа 1998 года Комическая опера «Горебогатырь Косометович» была написана великой российской императрицей Екатериной II в 1789 году специально для русской придворной труппы, от которой ведет свою историю нынешний Александринский театр в Санкт-Петербурге. В сквере перед театром стоит величественный памятник Екатерине, окруженной ее фаворитами и соратниками. В преддверии 270-летия императрицы Александринский театр при участии московского театра «Глобус» решил представить на суд современных зрителей произведение, не исполнявшееся около двухсот лет. Оказалась, что опера, сочиненная венценосной Екатериной, и сегодня не утратила ни живости, ни сатирической остроты, ни своей театральности. Артисты александринской труппы всегда тяготели к театральному синтетизму: они хорошо пели, танцевали, могли проявить свои таланты в разных жанрах. Сегодня они «играют в оперу» Екатерины Великой, подшучивая и над незамысловытым сюжетом, и над нелепыми лубочными героями, и над самой ироничной Екатериной, которая появляется на сцене в прологе и эпилоге с назидательной, как всегда, сентенцией, положенной на музыку. Краткое содержание оперы «Горебогатырь Косометович» Сын царицы Локметы и царя Косомета (имя которого произошло от слов «косо метать») молодой Горебогатырь, вообразив себя воинственным рыцарем, хочет отправиться на поиски великих подвигов. Локмета (которой явно симпатизирует Екатерина), сначала не желает отпускать от себя «свое чадо», но потом под воздействием многочисленных уговоров, сдается. Одна5ко, отпуская Горебогатыря в дальний путь, она отправляет с ним конюшего Кривомозга и щитоносца Торопа, приказывая им охранять своего сына. Кривомозг и Тороп совсем не рады выпавшему на их долю поручению. Они обращаются к царскому казначею громкобаю, прося его снабдить их на дорогу деньгами. Громкобай удивлен: настоящим рыцарям деньги не нужны: все, что надо они завоюют сами. Горебогатырь начинает примерять богатырские доспехи - гигантский шлем, меч-кладенец и двенадцатипудовую палицу. Эти доспехи оказываются слишком тяжелы для него и, в конце концов, ему дают легкие, игрушечные. Гор6ебогатырь этому несказанно рад и с веселой песенкой отправляется в дорогу. Кривомозг отправляется вперед, чтобы охранять Горебогатыря от встречи с неприятелем, Тороп же едет сзади, следя за тем, чтобы никто не напал с тыла. Горебоготырь подъезжает к полю, изрытому ямами и покрытому грибами-дождевиками. Поднятую конем Кривомозга пыль от дождевиков Горебогатырь принимает за дым от неприятельского войска и до смерти пугается. К тому же он сильно проголодался. Покидая страшное поле, Горебогатырь пытается найти пристанище в избушке однорукого старика. Однорукий старик гонит непрошеных гостей. Попытка Горебогатыря взять избушку штурмом оканчивается поражением. А в это время царица Локмета тревожится о судьбе своего сына. В это время Локмете приезжает Степанида Даниловна со своей красавицей-дочкой Гремилой Шумиловной (от слов «греметь» и «шуметь»). Гремила как раз подходит Горебогатырю, так как по природе своей любит все шумное и громкое. Локмета посылает Громкобая, приказывая во что бы то ни стало привезти Горебогатыря домой. Громкобай встречает Торопа и Кривомозга и они договариваются, как следует напугать Горебогатыря, чтобы тот сам запросился домой. Они поднимают страшный шум. Горебогатырю кажется, что это медведь за ним гонится, и он со страху залезает на дерево. Теперь он готов бежать домой, только не знает, как сохранить свою геройскую славу. Хитроумный Громкобай советует никому не рассказывать о поражениях, а сочинить историю подвигов. Кто их будет проверять? Эта мысль нравиться Горебогатырю и они, увенчав себя венками из цветов, отправляются в обратный путь. Дома все торжественно встречают «победителей». Горебогатырь с упоением рассказывает о своих «подвигах». Гремила приходит в неописуемый восторг от «геройства» Горебогатыря и объявляет о своем согласии стать его супругой.