Окончила в 1991 Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии им. Н.К. Черкасова (класс И.О. Горбачева). После окончания института была принята в труппу театра. Сначала выступала под фамилией первого мужа — Боброва, затем под своей девичьей фамилией — Гильванова. Вторым браком была замужем за артистом АТ Д.Н. Лепихиным.
В первые же сезоны сыграла несколько разноплановых ролей: как комедийные, острохарактерные, так и роли молодых героинь. В их числе: царевна Аглая («Сказка про любовь»), Матушка ветра («Ищи ветра в поле»), Зина («Любовь, джаз и черт»), Мари («Блэз»), Ольга («Романсы с Обломовым»), Капочка («Картины московской жизни»), Грекова («Платонов»), Настя («Горя бояться — счастья не видать»), мисс Прест («Божественная Джулиана»), Гермиона («Зимняя сказка»), Коралия Вернэ («Когда лошадь теряет сознание»), чиновница («Двойник»), Анна Михайловна Каренина («Живой труп»), монахиня («Маскарад. Воспоминания будущего») и др.
Этапной в творчестве актрисы стала роль крепостной девки Ефросиньи, любовницы царевича Алексея, в сп. «Сказание о царе Петре и убиенном сыне его Алексее». В потешном действе, разыгранном в приемах площадного театра, актриса остро сыграла тему отступничества, предательства как единственной формы выживания. Холопский страх пересиливал в ней любовь к царевичу. Она выдавала Алексея, своего «прынчика», выбирая жизнь, а не дыбу. Следующая крупная роль — Донья Эльвира в мольеровском «Дон Жуане» была решена неожиданно гротескно. Лирический монолог невинной жертвы, обманутой добродетели превратился в яростный поединок достойных соперников. «Эльвира в спектакле — экстравагантная дамочка с грубоватыми манерами, едким голосом и порочной улыбкой. Она появляется неожиданно из темного прохода зала, шумя богатейшим „дорожным“ костюмом стального цвета, поигрывая хлыстиком и насмешливо выкрикивая имя своего обидчика. Такая Эльвира — любительница острых ощущений — чувственна от первой до последней сцены» (ТЖ. 2002. № 9. С. 14. — Л. Филатова).
Всего в АТ Г. сыграла более 40 ролей. Значительной работой стал моноспектакль «Старые годы в селе Плодомасово». «…Актриса играет несколько ролей, но центральной фигурой остается Марфа Андреевна — красивая, сильная, самобытная русская женщина. Что бы ни случалось в ее жизни, она стойко переносит все невзгоды, исступленно молясь Богу. В ней есть внутренний стержень, житейская мудрость, твердый характер, который делает ее непреклонной перед любыми испытаниями» (ПТЖ. 2004. № 3. С. 170. — К. Бржезинская). С 2009 Гильванова играла «Старые годы в селе Плодомасово» как самостоятельный театральный проект, а также сп. «Время — ночь» по повести Л. Петрушевской. Была занята в массовых сценах сп. «Гамлет». Принимала участие в театральном проекте «Невский проспект. Городские этюды».
Лит.: СПбГАТИ СИ. С. 268; Репертуар АТ (ук.).
Арх.: РГИСИ. Ф. 352. Оп. 78-с. Д. 18; АТ (Л. д. О.А. Гильвановой).
Спирина, С. Гильванова О.А. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 202-203.
Читать далее