Окончил в 1850 класс драмы моск. имп. ТУ и был зачислен фигурантом в Моск. балетную труппу. Однако предпочел работу провинц. драм. актера: взяв отпуск в имп. театре, уже в 1853 занял первое положение в черниговской труппе. В 1854 получил отставку в Москве. Затем удачно выступал в Харькове, Полтаве, Кишиневе, др. городах.
В 1855 встретился с гастролирующим актером А.Е. Мартыновым, играл вместе с ним и считал его своим учителем. «Сама природа, казалось, предназначала его для водевиля или комедии. Небольшого роста, живой и подвижный, с круглой лукавой физиономией и голосом, становившимся с годами все более хриплым, Васильев с успехом играл застенчивых простаков, бесшабашных гуляк и грубоватых дядюшек-провинциалов. Он умел смешить, не утрируя, и был неизменно обаятелен». Постепенно, особенно после знакомства с Мартыновым в творчестве В. стали отчетливо проступать новые черты. «Он научился рассказывать о „невидимых миру слезах“, о людях, на долю которых выпало много горя и унижений» (Театр и драматургия. Л., 1971. Вып. 3. С. 289, 290. — Г. Мордисон). Иск-во актера все больше отличали сила эмоций и способность раздвигать рамки традиционных амплуа. Комедийное начало в его игре органично сочеталось с трагедийным, несмотря на вовсе не героическую внешность.
Мартынов выхлопотал В. в 1860 дебют на сцене АТ. «Обстоятельства сложились так, как будто Александр Евстафьевич сам лично нашел себе преемника и передал ему свое положение и амплуа» (Алексеев. С. 180–181). Полнее всего талант В. раскрылся в репертуаре Островского (24 роли в 20 пьесах), его лучшими созданиями были: Любим Торцов («Бедность не порок»), Тихон («Гроза»), Подхалюзин («Свои люди — сочтемся!»), Бальзаминов, Краснов («Грех да беда на кого не живет»), Милашин («Бедная невеста»). Драматург ставил В. в один ряд с М.С. Щепкиным и П.М. Садовским. «Перед вами, — писал А. Григорьев о его Любиме Торцове, — является человек разбитый, пропившийся, чуть не помешавшийся, но вы чувствуете, какой огонь кипит в этой необузданно-страстной натуре, вы в этой измятой, изрытой жизнью физиономии видите еще следы благородства и красоты, в этих потухших посоловелых глазах вспыхивает еще огонь вулкана… А горе-то, горе какое безвыходное звучит в каждом слове его исповеди…» (Якорь. 1863. № 11. С. 204). И роль Краснова актер тоже исполнял по-своему, опять оказывался в центре внимания столичной публики и критики. Григорьев причислял его Краснова к немн. «героическим лицам» в рус. иск-ве, ставил в один ряд с Чацким и Любимом Торцовым. Ф.М. Достоевский отмечал: «Васильев играл человека, себя уважающего, серьезного и строгого и как будто очищенного своею страстью, как будто несколько отрывающегося от своей среды. Видно, что в нем крепко засело что-то новое… Этому человеку… разрывы с своей средой уже стали нипочем… Да, я не видел до сих пор в трагедии актера, подобного Васильеву» (Сев. вест. 1891. № 11. С. 22). В. поднимал персонажей над бытом, выявлял в них общечеловеческие черты и, не боясь выставить их в чем-то смешными, переводил в план трагедии. Его эмоциональное иск-во обладало огромной силой воздействия на зрителя, дискуссии вокруг этого актера не затихали.
К осн. работам В. в АТ принадлежали Ананий («Горькая судьбина»), Кузовкин («Нахлебник»), он с блеском играл князя Тугоуховского («Горе от ума»). Роли в водевилях и легких комедиях тоже встречались в его репертуаре: Делакторский («Испорченная жизнь»), Арханов («Петербургские коршуны»).
Он выступал в концертах, читал произв. Достоевского, Тургенева, Некрасова, Салтыкова-Щедрина.
В 1864 вынужден был уйти из АТ, почти год работал в Вильно как актер и режиссер. По возвращении в имп. труппу играл редко, преим. незначительные роли, на фоне к-рых выделялся Иван Грозный («Смерть Иоанна Грозного»).
С 1868 преподавал в ТУ, среди его учеников А.М. Дюжикова, Е.И. Левкеева, П.М. Свободин.
В 1874–1875 актер входил в труппу Моск. общедоступного частного театра, исполнял здесь свои лучшие старые роли и новую — Городничего («Ревизор»). С 1875 гастролировал в провинции, последним его крупной ролью стал Фамусов («Горе от ума»).
В 1877, уже больной, пытался вернуться в АТ, но получил от дирекции отказ. Оставил сцену незадолго до смерти.
Соч.: Автобиогр. // Суфлер. 1880. № 5. С. 7–8.
Лит.: ТЭ; Вольф, 3.С. 21, 23–25, 27–30, 32, 33, 35–39, 41–43, 45, 46, 48–52, 54, 55, 64, 84–85; Брянский А.П. Васильев в репертуаре Островского // Островский. 1823, 31 марта — 13 апр. 1923: К столетию со дня рождения. М., 1923. С. 35–37; Филиппова Е. П.В. Васильев 2-й. Жизнь и творчество // Труды Гос. центр. театр. музея им. А.А. Бахрушина. М.; Л., 1941. С. 7–72; Мордисон Г.З. Жизнь актера Павла Васильева. Л., 1972.
Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 2. Д. 17401.
Сбоева, С. Васильев П.В. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 150-151.
Читать далее