Вернуться
Гринёва Екатерина Васильевна, актриса
Гринёва Екатерина Васильевна, актриса
Персоналия
Гринёва Екатерина Васильевна
Годы жизни
20.10.(01.11).1819, Санкт-Петербург - ?
Вид деятельности
Период работы в театре
Биография
Родилась в купеческой семье. Окончила в 1840 петербургское императорское Театральное училище. Дебютировав в комедии «Узкие башмачки» осенью того же года, а также сыграв в «Бабушке и внучке», «Первой любви» и «Новичках в любви», она «обратила на себя внимание как прекраснейшая ingénue, полная натуры и веселости» (Вольф, 1. С. 83). Ее дебюты произвели сильное впечатление на современников, и актриса заняла «одно из первых мест в труппе, не бедной талантами» (Там же. С. 119), завоевав симпатии публики непосредственностью в передаче чувств, воодушевлением, с которым воплощались ею роли юных героинь, обаянием и органикой сценического существования. «Как теперь вижу: этот же Александринский театр наполнен зрителями, которые плачут, восторгаются, кричат и рукоплещут молодой, очень молодой дебютантке, изумившей всех своими необыкновенными талантами» (БдЧ. 1855. Т. 129. С. 160). Через некоторое время Гринёвой передали роль Параши Сибирячки, которую блистательно исполняла Асенкова, и Гринёва рисковала проиграть в неизбежном сравнении. Но новая Параша пришлась по душе и зрителям и критикам: молодая актриса сыграла ее «прелестно», «неподдельная наивность, искра чувства и проблески дарования» в Параше–Гринёвой покорили их, и «с этой минуты публика включила ее в число своих первых молодых любовниц» (ИРЛИ. Из архива И.Ф. Горбунова. Ф. 659. № 68. Л. 3). После продолжительной болезни, на время которой Гринёва должна была покинуть сцену, она вновь обратила на себя внимание критики в сезоне 1846/47, когда исполнила небольшую роль Катерины Конари в романтической драме «Владимир Заревский». Крохотная роль умирающей женщины в прологе спектакля была так высоко оценена современниками, что впоследствии ее считали лучшей в репертуаре Гринёвой «Предсмертные страдания, как физические, так и моральные, были переданы Гриневою с поразительным искусством, и оттого пролог производил всегда огромное впечатление» (Вольф, 1. С. 119) Др. критики сходились в том, что так понять эту маленькую роль, мог только истинный талант: «…на лице, в каждом движении болезнь и страдание, в голосе — чахоточная резкость — и столько чувства в порывах, столько грации» («Пантеон». 1846. Т. 12. Кн. 7. С. 4. — А.А. Григорьев). В этом же сезоне к Г. перешла роль Лизы («Горе от ума»), которую она исполнила, по общему мнению, «в совершенстве» (Вольф, 1. С. 119). Вскоре удача отвернулась от актрисы, ее положение в театре изменилось к худшему. Природное обаяние, чарующие непосредственность и простота, с лихвой окупающие отсутствие душевного или рассудочного усилия в работе над образом, не могли уже выручать ее, когда она перешла на возрастные роли. В 1855 в роли графини Госсвиль из комедии Дюма «Кин, или Гений и беспутство» Гринёва была признана одним из рецензентов уже «весьма обыкновенной актрисою, которая, по-видимому, и не подумала о представляемой ею личности» (БдЧ. 1855. Т. 129. С. 160). По свидетельству Вольфа, «она продолжала быть не в фаворе до конца своей службы» (Вольф, 1. С. 119), с которой уволилась 12 апр. 1861. Др. роли: Бетти («Молодость Генриха V»), Корделия («Король Лир»), Анна Демби («Кин, или Гений и беспутство»), Марианна («Тартюф»), маркиза Шанжирон («Наследство»). Лит.: Вольф, 1. С. 32, 82, 83, 89, 97, 119, 121; Ф-в. Характеристики совр. артистов // ТиМВ. 1859. № 20. С. 204–207. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Д. 8889. Ганичева, Н. Гринёва Е.В. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 234-235.