Персоналии
Глебова (Судейкина) Ольга Афанасьевна, артистка, художница
Глебова (Судейкина) Ольга Афанасьевна, артистка, художница
Персоналия
Глебова (Судейкина) Ольга Афанасьевна
Годы жизни
27.05 (08.06).1885, Петербург - 18.01.1945, Париж, похоронена на рус. кладб. Сент-Женевьев-де-Буа.
Вид деятельности
Артистка, художница
Период работы в театре
Биография
По мужу Судейкина. Родилась в семье служащего Горного института. В 1902–1905 училась на Драматических курсах петербургского императорского Театрального училища (класс В.Н. Давыдова). С 1 сент. 1905 была определена в состав артистов русской драматической труппы сроком на один год. Поступила в АТ на амплуа инженю. Сыграла на императорской сцене всего две роли: Аню в «Вишневом саде», художницу (блондинку) в комедии А.И. Косоротова «Божий цветник». Оставила службу 23 марта 1906 (офиц. 1 сент. 1906), т.е. через семь месяцев после поступления в театр, получив причитающееся ей жалованье за весь срок до окончания контракта. Через год, осенью 1906, перешла в Театр В.Ф. Комиссаржевской на Офицерской ул. Здесь она также была занята в маленьких ролях: служанка Берта («Гедда Габлер»), одна из монахинь («Сестра Беатриса»). Особенно важной для молодой актрисы стала роль в «Сестре Беатрисе», где она вместе с Комиссаржевской участвовала в сложном пластическом ансамбле, поставленном В.Э. Мейерхольдом. В нач. 1907 вышла замуж за театрального художника С.Ю. Судейкина, которому много раз служила моделью для его станковых картин и настенных росписей литературно-артистических подвалов «Бродячая собака» и «Привал комедиантов». В 1909–1913 играла на сцене Театра Литературно-художественного общества (Суворинский). Особенно удачными оказались две ее роли: Путаницы («души водевиля») (1909) и Псишы (1912) в пьесах-стилизациях Ю.Д. Беляева «Путаница, или 1840 год» и «Псиша». В 1912 вошла в труппу Литейного интимного театра, где станцевала Козлоногую в балете на музыку И.А. Саца «Козлоногие» (балетмейстер Б.Г. Романов), ставшем вершиной ее хореографического творчества, а также выступила в балете-пантомиме «Выбор невесты», в оперетте «Забава дев» и комической опере «Возвращение Одиссея, или Женская верность» М.А. Кузмина, сыграла роль молоденькой жены в пьесе А.Н. Чеботаревской «Принц Карнавал». В 1916 разошлась с мужем. В 1912–1918 Г. была одной из активных участниц художественных программ петербургских литературно-артистических кабаре «Бродячая собака» и «Привал комедиантов», где постоянно демонстрировала свои танцы, была занята в миниатюрных постановках. В 1913 она создала образ Богородицы в «вертепе кукольном» «Рождество Христово» М. Кузмина. В 1914 вновь участвовала в музыкальной комедии Кузмина «Венецианские безумцы». Те «простенькие» роли, которые сыграла в эти годы актриса, и создали ей репутацию символа идеальной женщины Серебряного века. Превратности любви в браке с художником Судейкиным, драма 1913 с поэтом Всеволодом Князевым («драгунским корнетом со стихами», как назвала его позже А. Ахматова), покончившим собой из-за Глебовой, роковая причастность ко всем этим любовным историям поэта М. Кузмина, любовь к композитору А. Лурье, которую разделили между собой две подруги — А. Ахматова и Глебова, — все это вошло в ее миф, срослось с «маской» «Коломбины десятых годов», будто сыгравшей перед глазами «зрителей» Серебряного века трагическую арлекинаду. Глебова и после 1917 продолжала свои выступления на эстраде «Привала комедиантов», где сыграла роль Коломбины-Смерти в пантомиме «Веселая смерть» Н.Н. Евреинова. Она стала одной из первых в России профессиональных манекенщиц, была одаренным художником, скульптором. В 1924 эмигрировала. Жила сначала в Берлине, затем переехала в Париж. В эмиграции зарабатывала изготовлением кукол, вышиванием, участвовала в художественных и кустарных выставках (1932). Изредка появлялась на лит. вечерах парижской эмиграции: читала стихи М. Кузмина, М. Струве (1934), И. Анненского (1935), А. Пушкина. В 1937 участвовала в вечере, посвященном Музе Царского Села, где прочла царскосельские стихи Ахматовой. Последние 8 лет жизни провела в полном уединении, разводя дома птиц и не участвуя больше в эмигрантских культурных мероприятиях. Лит.: Чуваков; Лурье А. Детский рай // Восп. о серебряном веке. М., 1993. С. 273–280; Мок-Бикер Э. «Коломбина десятых годов». СПб., 1993. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 5. № 754. Лопатин, А. Глебова О.А. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 205.